В иайдо у нас противника нет. Или есть? Или есть, но воображаемый? Можем ли мы, если он воображаемый, за него решать, что он делает? Ответ, как это часто бывает в будо, простой: «кэсу бай кэсу».
Если кто-то не знает, эта фраза – японская версия английской
«case by case», или «когда как». Она наиболее точно отвечает на любой вопрос о
японских боевых искусствах в общем, потому что обычно они плохо поддаются
обобщениям. Посмотрим по порядку, где, когда и как применимы разные ответы на
поставленный вопрос.
При парной работе противник реален и его расположение не оставляет сомнений.
Источник: Татьяна Люткевич в Фейсбуке
Начнем с того, что в первую очередь начинают изучать в нашей организации – с иай Всеяпонской федерации кэндо. Этот набор из 7, потом 10 и сейчас 12 ката вызывал много критики с самого момента его появления, и с некоторыми претензиями в его адрес трудно спорить, но, по-моему, у него есть несомненное преимущество в той строгости, с которой он подходит к исполнению ката. Описание каждой ката начинается с описания ситуации и действий противника; наши собственные действия также описаны настолько подробно, что из них можно точно понять действия противника. Никаких вопросов, что делать, если он действует «нестандартно», здесь возникать не должно. Хотя наш противник и воображаемый, он из раза в раз действует одинаково и не даёт нам возможности варьировать свои движения.
В первой ката иай Всеяпонской федерации кэндо Маэ противник всегда предполагается прямо перед нами, но никогда не оказывается где-то ещё.
Расположение противников в ката Мусо дзикидэн эйсин-рю Тодзумэ изображено на рисунке. Но это не точно...
В старых школах (корю) стандартизация заканчивается; точнее,
она и не начиналась. Что если противник после «решающего удара» не умер?
Сегодня мы просто имеем это в виду, а завтра рассмотрим ката, которая покажет
нам действия для такого случая. Точнее, не столько сами действия, сколько
настрой, который нужно сохранять на этот случай всегда, а не только в этой
ката. (Его можно и нужно нарабатывать и в строго сформулированных ката иай
ВЯФК, но здесь мы узнаем контекст для лучшего понимания.) Что если два
противника находятся не по диагонали спереди, а ровно справа и слева? Для
изучения подобных вариаций есть каэвадза – вариант исходной техники для
варианта исходной ситуации. Когда базовая техника хорошо наработана, можно
подумать и об этом.
Если два противника находятся по обе стороны от нас, наши действия меняются в деталях, но не по сути. Это не новая ката, это каэвадза той же самой ката Тодзумэ.
Наконец, в моей ветке Мусо дзикидэн эйсин-рю помимо примерно
45 одиночных изучается два раздела по 10 парных ката. В них наш противник
«развиртуализируется» и обретает не только физические размеры, но и свою волю.
Это проявляется в том, что мы больше не можем выбирать дистанцию и тайминг за
него, а должны опираться на то, что задаёт нам он. Разницу с нашими «обычными»
(одиночными) тренировками проще всего представить на примере изучения
арифметики: мы все время решали задачу, чему равно 2 плюс 2, и привыкли, что
ответ всегда 4; но вдруг нас спрашивают, сколько будет 2 плюс 3, и ответ 4 уже
не подойдет.
Конечно, не обязательно долго и упорно практиковать парные ката, чтобы понять, что наши действия должны быть адекватны действиям противника, но в одиночных ката это сложнее увидеть. Это самая большая сложность для тех, кто занимается только иайдо. При этом и строгий подход иай Всеяпонской федерации кэндо, и более гибкий подход корю имеют свои особенности. Если в иай ВЯФК есть опасность впасть в рутинное воспроизведение пустой формы, то в корю можно попасть в ещё худшую ловушку небрежности. Если положение противника не фиксировано и мы можем выбирать вариацию каждый раз, очень просто сделать «как получится», а потом сказать, что противник был именно здесь. Такой подход неприемлем; наоборот, надо сначала решить, где будет противник, а потом нанести удар именно туда. Подсказка: лучший инструмент для достижения этого – глаза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий