26 нояб. 2020 г.

Где наш противник и какая нам разница?

В иайдо у нас противника нет. Или есть? Или есть, но воображаемый? Можем ли мы, если он воображаемый, за него решать, что он делает? Ответ, как это часто бывает в будо, простой: «кэсу бай кэсу».

Если кто-то не знает, эта фраза – японская версия английской «case by case», или «когда как». Она наиболее точно отвечает на любой вопрос о японских боевых искусствах в общем, потому что обычно они плохо поддаются обобщениям. Посмотрим по порядку, где, когда и как применимы разные ответы на поставленный вопрос.

При парной работе противник реален и его расположение не оставляет сомнений.
Источник: Татьяна Люткевич в Фейсбуке

Начнем с того, что в первую очередь начинают изучать в нашей организации – с иай Всеяпонской федерации кэндо. Этот набор из 7, потом 10 и сейчас 12 ката вызывал много критики с самого момента его появления, и с некоторыми претензиями в его адрес трудно спорить, но, по-моему, у него есть несомненное преимущество в той строгости, с которой он подходит к исполнению ката. Описание каждой ката начинается с описания ситуации и действий противника; наши собственные действия также описаны настолько подробно, что из них можно точно понять действия противника. Никаких вопросов, что делать, если он действует «нестандартно», здесь возникать не должно. Хотя наш противник и воображаемый, он из раза в раз действует одинаково и не даёт нам возможности варьировать свои движения.

В первой ката иай Всеяпонской федерации кэндо Маэ противник всегда предполагается прямо перед нами, но никогда не оказывается где-то ещё.

Расположение противников в ката Мусо дзикидэн эйсин-рю Тодзумэ изображено на рисунке. Но это не точно...

В старых школах (корю) стандартизация заканчивается; точнее, она и не начиналась. Что если противник после «решающего удара» не умер? Сегодня мы просто имеем это в виду, а завтра рассмотрим ката, которая покажет нам действия для такого случая. Точнее, не столько сами действия, сколько настрой, который нужно сохранять на этот случай всегда, а не только в этой ката. (Его можно и нужно нарабатывать и в строго сформулированных ката иай ВЯФК, но здесь мы узнаем контекст для лучшего понимания.) Что если два противника находятся не по диагонали спереди, а ровно справа и слева? Для изучения подобных вариаций есть каэвадза – вариант исходной техники для варианта исходной ситуации. Когда базовая техника хорошо наработана, можно подумать и об этом.

Если два противника находятся по обе стороны от нас, наши действия меняются в деталях, но не по сути. Это не новая ката, это каэвадза той же самой ката Тодзумэ.

Наконец, в моей ветке Мусо дзикидэн эйсин-рю помимо примерно 45 одиночных изучается два раздела по 10 парных ката. В них наш противник «развиртуализируется» и обретает не только физические размеры, но и свою волю. Это проявляется в том, что мы больше не можем выбирать дистанцию и тайминг за него, а должны опираться на то, что задаёт нам он. Разницу с нашими «обычными» (одиночными) тренировками проще всего представить на примере изучения арифметики: мы все время решали задачу, чему равно 2 плюс 2, и привыкли, что ответ всегда 4; но вдруг нас спрашивают, сколько будет 2 плюс 3, и ответ 4 уже не подойдет.

Конечно, не обязательно долго и упорно практиковать парные ката, чтобы понять, что наши действия должны быть адекватны действиям противника, но в одиночных ката это сложнее увидеть. Это самая большая сложность для тех, кто занимается только иайдо. При этом и строгий подход иай Всеяпонской федерации кэндо, и более гибкий подход корю имеют свои особенности. Если в иай ВЯФК есть опасность впасть в рутинное воспроизведение пустой формы, то в корю можно попасть в ещё худшую ловушку небрежности. Если положение противника не фиксировано и мы можем выбирать вариацию каждый раз, очень просто сделать «как получится», а потом сказать, что противник был именно здесь. Такой подход неприемлем; наоборот, надо сначала решить, где будет противник, а потом нанести удар именно туда. Подсказка: лучший инструмент для достижения этого – глаза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий