Много лет назад, когда я только начал учиться у Идэ Кацухико-сэнсэя, он познакомил меня с идеей, которую потом я активно использовал уже в обучении своих собственных учеников. Кажется, исходно она была про квадрат и круг, но постепенно у меня в голове они трансформировались в куб и шар, потому что некоторые ассоциации лучше подходят к объемным телам, а суть от этого не меняется.
Идеальное иайдо, к которому мы стремимся, можно представить
себе в виде шара: он ровный и не имеет углов, на которых он мог бы застревать и
подскакивать. Так и в идеальном иайдо нет заминок и сомнений, которые в
реальном поединке могли бы дать противнику шанс. Такое исполнение ката
демонстрирует глубину практики.
Однако сначала, когда мы уже вроде бы освоили ката, но ещё
не имеем требуемой глубины, наше исполнение выглядит угловатым и прерывистым, с
чрезмерно длинными паузами даже в тех местах, где пауз вообще не должно быть.
Т.е. на этом этапе мы имеем куб, который мы должны превратить в шар своими
тренировками, постепенно устраняя углы как буквально в своих движениях, так и в
целом в своем владении техникой.
Если представить себе этот процесс с реальными физическими
телами, мы увидим, что, отрезав один угол, мы получаем 3 новых. И правда,
зачастую мы меняем одну деталь и понимаем, что на ней держалось несколько
других навыков, которые теперь надо перестроить. Очень часто, к сожалению, видя
непосредственный результат одного изменения (множество новых проблем), ученики
возвращаются к старому варианту и лишают себя прогресса. Требуется определенная
сила воли, чтобы заставить себя снова работать над теми деталями, которые,
казалось бы, раньше неплохо получались.
Но недавно я пересмотрел всю эту аналогию, так как слишком многие стараются получить свой шар ещё до того, как поймут, что у них есть куб. В результате их техника выглядит поспешной и скомканной, как будто их шар не выточен из твёрдого материала куба, а слеплен из чего-то. Конечно, он катится быстро и даже не очень сильно подскакивает, но всё-таки это не столько шар, сколько комок разной степени шарообразности. Такое исполнение, не имеющее внутренней структуры, вызывает ассоциации с фаршем. Прямо скажем, не самая лучшая ассоциация.
Что здесь не так? Дело в том, что имея куб, мы знаем все его углы и грани и работаем над их соблюдением. Все остановки после решающих действий, все паузы, требуемые для проверки реакции противника, все границы между концом одного движения и началом другого, даже если между ними нет паузы, – мы потратили время на их изучение, и даже после сглаживания они остаются заметными если не со стороны, то хотя бы изнутри. Тот, кто не потратил времени и усилий на получение правильного куба, вряд ли сможет получить хороший шар. Более вероятно, что его версия будет похожа на фарш. Мысль Идэ-сэнсэя, конечно, сохраняется, но от себя я добавляю к ней мысль о необходимости создания собственного куба перед тем, как перейти к работе над шаром.
Хотя ассоциация с фаршем пришла мне в голову довольно давно, я долго не мог придумать, с чем проассоциировать хорошее исполнение, которое содержит в себе память о правильном кубе несмотря на движение в сторону шара. Только недавно мне удалось найти подходящую аналогию, и с тех пор я говорю про свиные рёбра. В отличие от фарша здесь видна та самая структура, над которой мы работаем, те самые рёбра, которые формируют наш куб.
На примере 4-й ката иай ВЯФК легко показать разницу между наличием рёбер и их отсутствием. В процессе разворота к противнику спереди левая нога возвращается на исходную позицию, а меч поднимается «через укэнагаси» (рисунок сверху). На рисунке в центре показано начало удара, а внизу – его завершение. Слева удар начинается из правильного (и поэтому устойчивого и эффективного) положения, а справа замах не завершен и нога не дошла до устойчивой позиции.
Показать статическими иллюстрациями разницу между шаром и кубом сложно, так как эта разница в том, сколько времени должно уйти на создание ребра. Старательный начинающий задержится в позиции на рисунке в центре слева, а хороший опытный иайдока пройдет через него без задержки. Тот, кто не старается, скорее всего, будет делать, как на рисунке справа, независимо от уровня.
В общем, занимаясь в следующий раз, посмотрите на свое исполнение ката со стороны. Если вы умеете сделать так, чтобы наблюдателю были видны ребра вашего куба хотя бы в тех местах, где их надо показать явно, вы на правильном пути. Если же у него возникает ощущение фарша, надо что-то менять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий