30 окт. 2020 г.

Разделы Мусо дзикидэн эйсин-рю

В литературе встречается не так много объяснений общей идеи каждого из разделов ката в Мусо дзикидэн эйсин-рю. Один из немногих источников – книга Ивата Норикадзу-сэнсэя «Корю иай-но хондо», соответствующие отрывки из которой я здесь и привожу. На иллюстрациях приведено одно и то же слово «иайдо», исполненное разными стилями каллиграфии; смысл этих иллюстраций станет понятным из текста.

Сэйдза-но бу

Стиль кайсё.

В разделе Сэйдза-но бу каждая техника представляет собой базовую технику атаки, начинающейся из положения сэйдза, в ситуации один на один с противником, т.е. когда мы и наш противник оба сидим в сэйдза. Ключевыми в них являются большие точные движения и использование достаточной силы в области таза (живот, бедра и поясница).

Есть сомнения, что самураи в то время сидели в сэйдза с длинным мечом за поясом. Однако это отличные ката для базовой наработки, включающие в себя простые базовые техники, исходящие из ситуации один на один с противником. В каллиграфии говорят, что чем проще знак, тем сложнее его написать, то же самое можно сказать и про иайдо.

Эти ката желательно нарабатывать с использованием достаточной силы в животе, больших техник, задействованием всего тела, правильной осанки, в соответствии с логикой и с вложением достаточной энергии.

Татэхидза-но бу

Стиль гёсё.

«Татэхидза» – это базовая техника, издавна сохранявшейся в провинции Тоса (сейчас префектура Коти) Хасэгава эйсин-рю (Тоса эйсин-рю). Оэ Масадзи-сэнсэй, формируя Мусо дзикидэн эйсин-рю, по аналогии с «Омори-рю», которая стала Сэйдза-но бу, собрал базовые техники исполняемой из татэхидза Эйсин-рю в Татэхидза-но бу.

Поэтому в Мусо дзикидэн эйсин-рю можно провести аналогию с каллиграфией и сказать, что Омори-рю – это кайсё, Татэхидза-но бу – гёсё, а Окуиай – это сосё. Они демонстрируют постепенное увеличение сложности.

Это техника, созданная для работы сидя из положения татэхидза, в котором самураи сидели, если носили на себе доспехи.

В Окуиай тоже есть положение сидя, но «Татэхидза-но бу», как и Сэйдза-но бу, должна в своей базе выполняться точно. Здесь есть немного сложные техники, но много ситуаций один на один, поэтому, как в Сэйдза-но бу, не запрещается топать ногой для поднятия духа.

Пункты, отличающиеся от Сэйдза-но бу: ката начинаются из положения татэхидза; тибуруй всегда делается вбок; ното выполняется вместе с возвратом ноги и т. д.

Окуиай ивадза-но бу

Стиль сосё.
Без понимания структуры построения иероглифов писать и читать надписи в этом стиле практически невозможно.

Когда речь заходит об Окуиай, в первую очередь мы имеем в виду техники, в которых предполагается несколько противников. Методы использования меча против множества соперников состоят из [ударов] одной рукой, двумя руками, а также уколов одной рукой и т. д. Но в любом случае не получится разобраться с несколькими противниками, если не зарубить соперника быстро и одним ударом.

Хотя в Окуиай и требуется быстрая техника, нельзя действовать бессмысленно и использовать неэффективные удары и уколы. Медленные они или быстрые, если все удары и уколы не будут результативными, это будет всего лишь форма (катати) и размахивание мечом (фури; у этого слова есть еще значение «игра; жесты, движения», как «игра в театре», вероятно, имеется в виду именно оно – А. А.). Даже сложные техники состоят из последовательного использования базовых техник и должны соответствовать той базе, которая была освоена в «Сэйдза-но бу» и «Татэхидза-но бу».

В первую очередь, удары и уколы одной рукой выглядят слишком легкими по сравнению с ударами и уколами обеими руками. На самом деле, если просто резать или колоть одной рукой, не получится вложить в меч силу всего тела. Особенно если думать о скорости, очень легко впасть в исполнение внешней формы, так что на это следует обращать внимание.

Окуиай тативадза-но бу

Наконец, последними идут техники Окуиай стоя.

В этом разделе к 11 техникам добавляются стоящие особняком 3 ката Бангай.

В техниках стоя много ударов одной рукой. В ударах одной рукой стоя силы не будет, если не принимать во внимание способ использования тела, и тогда они превратятся в подобие ударов с одной лишь внешней формой. Хочется обратить внимание на следующие пункты использования тела для нанесения эффективных ударов одной рукой в техниках стоя:

1) при ударе одной правой рукой стойку надо сделать немного шире;

2) бедра надо в достаточной степени опустить;

3) при большом ударе по диагонали одной правой рукой надо одновременно скручивать правый кулак и бедра с обеих сторон;

4) надо правильно использовать ноги и бедра и при вынимании меча с ударом резать сверху вниз с ощущением наваливания на противника верхней частью тела и с добавлением скручивания поясницы и нижней части живота.

Для ударов одной правой рукой обязательно требуется скручивать тело (бедра). Это потому, что такое скручивание позволяет удвоить силу меча. Но также в дополнение к скручиванию следует немного наваливаться верхней частью тела.

Об Окуиай

В старину Окуиай не преподавался так же просто, как сейчас. Это было связано с тем, что Окуиай был шагом вперед в тренировках, переходить к которому можно было только после достаточного освоения техники из сэйдза и татэхидза и уверенного владения базовой техникой в любом виде.

Когда базовая техника понятна во всех деталях и ее можно исполнять последовательно, вариативно и агрессивно, необходимо также изучать сложную и тонкую технику для противодействия нескольким противникам. Однако эта техника не стоит полностью особняком, а проистекает из базовых приемов, поэтому без полноценного владения ими освоить ее невозможно.

Таким образом, после достаточного освоения базовых техник можно приступать к изучению Окуиай и в процессе тренировок вскоре перейти к практике духа и начать глубоко познавать самого себя. В Окуиай техника проявляет наше «я» и через технику мы сталкиваемся со своим «я». Из-за этого каждый сталкивается со своими трудностями. Наверно, Окуиай становится понятным только через практику.

В Окуиай есть два общих пункта, на которые надо обращать внимание:

1) нельзя топать ногами

До сих пор мы всегда были один на один с противником. Для более видимого единства духа, меча и тела и для вложения энергии (киай) мы намеренно топали ногами, и только в Окуиай мы предполагаем наличие нескольких противников, а звук шагов может выдать наше положение и т. п., поэтому топать здесь нельзя.

2) ното и дзансин

В ситуации, когда у нас несколько соперников, если делать ното постепенно, у нас не будет запаса. Как только острие меча достигло устья ножен, одним движением надо убрать примерно две трети клинка. Оставшуюся треть надо убирать постепенно, в соответствии с состоянием противника.


Комментариев нет:

Отправить комментарий