(Этот пост был впервые опубликован в ЖЖ Эйсинкай в декабре 2008 г. Публикуется здесь в рамках переезда блога.)
В большинстве
современных будо принята система рангов, восходящая к дзюдо Кодокан и далее к
системе ранжирования игроков в сёги эпохи Эдо. По-японски эти ранги называются 段位 «данъи», что примерно можно
перевести как «ступенчатые ранги». Система состоит из двух серий: низшей – 級 («кю:», «класс, ранг») и
высшей – 段 («дан»,
«ранг, ступень»). Внутри кю ранги нумеруются по убывающей, а внутри данов – по
возрастающей. Название конкретного ранга получается прибавлением названия серии
к соответствующему числительному: 一級 «иккю:» – «первый кю», 三段 «сандан» – «третий дан».
Исключение из этого правила – 初段 «сёдан» («начальный дан», т. е. первый).
Кроме системы данов в
нескольких организациях используется также система 称号 «сё:го:» – степеней, или
титулов (этим словом называются и научные степени). Впервые такую систему ввел
в конце 19-го века Дай Нихон Бутокукай – на тот момент единственная
национальная ассоциация боевых искусств. Система состояла из трех степеней: 錬士 «рэнси», 教士 «кё:си» и 範士 «ханси» в порядке
возрастания. Второй иероглиф (士 «си») во всех трех названиях переводится как
«самурай, джентльмен». 錬 «рэн/нэру» означает «закалять, шлифовать», 教 «кё:/осиэру» означает «обучать», а 範 «хан» – «образец (для
подражания)».
Степени «сё:го:»
внутри одной организации имеют приоритет над данами при определении
старшинства. «Кё:си» всегда старше «рэнси» независимо от дана, хотя ситуация,
когда между сё:го: и даном есть существенное расхождение, встречается крайне
редко.
Системы данъи и сё:го
возникли достаточно недавно, хотя те, кто говорит об их создании для
удовлетворения желания начавших заниматься боевыми искусствами иностранцев
иметь какое-то подтверждение своего прогресса, конечно же преувеличивают. Их
появление связано, в первую очередь, с распространением будо настолько, что
один учитель уже не мог работать с каждым учеником индивидуально и помнить
уровень каждого. До этого типичным было вручение ученику, постигшему все
тонкости школы, документа о полной передаче (он часто назывался 免許皆伝 «мэнкё: кайдэн» –
«сертифицированная полная передача»), а также использование нескольких
промежуточных документов, одновременно означающих завершение определенного
этапа обучения и допуск к более глубоким уровням школы. Все вместе такие
документы называют 伝書 «дэнсё» – «записи передачи», а системы традиционной передачи сохранились
во многих стилях до сих пор, иногда наряду с данами.
Часто можно услышать
об организации передачи в три уровня: 初伝 «сёдэн» («начальная передача»), 中伝 «тю:дэн» («средняя передача»)
и 奥伝
«окудэн» («внутренняя передача»), но всегда нужно помнить, что подобные вещи
индивидуальны для каждой школы и система передачи в одной из них может
принципиально отличаться от всех остальных. Так, например, в Синто: мусо:-рю:
дзё:дзюцу система традиционной передачи состоит из пяти уровней, но даже первый
из них трудно назвать «начальным».
Комментариев нет:
Отправить комментарий