11 окт. 2022 г.

Укэнагаси

Читатели моего блога, по крайней мере, те, кто занимается иайдо и/или кэндзюцу, наверняка знают, что такое «укэнагаси». Правда? Давайте проверим.


Ситуация в ката иай Всеяпонской федерации кэндо Укэнагаси.
Источник: Кисимото Тихиро «Сясин-дэ манабу Дзэн-кэн-рэн иай»

1. Ката Укэнагаси. Разумеется, все изучающие иай Всеяпонской федерации кэндо, знакомы с третьей ката, Укэнагаси. Некоторые даже умеют её делать на достаточно приличном уровне (это, на самом деле, сложно). Более опытные, а также изучающие Мусо дзикидэн эйсин-рю в других организациях знакомы с ката Укэнагаси из раздела Сэйдза-но бу или даже из Окуиай (одноимённая ката есть и в разделе Окудэн Мусо синдэн-рю). Обе они отличаются от Укэнагаси ВЯФК в перемещениях, но их роднит то, что они основаны на одной технике. Это...

2. Техника укэнагаси. Для базового анализа этой техники посмотрим на составляющие это название иероглифы. «дзю / укэру» означает «принимать». «рю: / нагасу, нагарэру» – «течь, стекать, дать стечь», что вместе можно перевести как «принять и дать стечь». Корень «укэ» входит в название нескольких других техник, например 受け返し «укэкаэси» («принять и вернуть», аналог каэсивадза в кэндо), 受け止め «укэдомэ» («принять и остановить», т. е. «блокировать»), 受け払い «укэхарай» («принять и смести»), употребляется в сочетании с иероглифом («тело») в слове 受け身 «укэми» (страховка) и независимо в значении «блок» в каратэ, а также обозначает «принимающего» партнёра сам по себе или в сочетаниях 受け手 «укэтэ», 受け太刀 «укэдати».

Все техники, в название которых входит корень «укэ», роднит то, что для них требуется «принять» атаку противника, т. е. (если речь идёт о кэндзюцу или иайдо) предполагается контакт мечами. Отличает их дальнейшее взаимодействие оружия. Для укэнагаси важно держать свой меч под наклоном (киссаки ниже рукояти), чтобы меч противника «стек», т. е. соскользнул с него в сторону от защищающегося. Именно это свойство укэнагаси оказывается важным для третьей части. Это...

3. Концепт укэнагаси. В нескольких ката иай Всеяпонской федерации кэндо сказано, что поднимать меч над головой надо «через укэнагаси», или «с чувством укэнагаси». Те, кто не следит за развитием техники иай ВЯФК, часто пытаются придумать какую-то атаку противника, от которой надо защититься с использованием укэнагаси. Но на самом деле никакой атаки здесь нет, и использовать надо не технику, а концепт укэнагаси – подъем меча в таком положении, чтобы рукоять была выше киссаки. Идэ Томота-сэнсэй объяснял это движение как наиболее экономный способ поднять меч над головой со сменой противника и направления движения. В этом случае рукоять движется прямо в ту точку, откуда наносится удар, и меч без промедления (что специально оговорено в некоторых ката) готов к удару.

Для каждого серьёзно занимающегося важно понимать, как концепт укэнагаси формирует технику, а техника используется в ката. В качестве дополнительной информации назову ещё несколько пунктов.

В иай ВЯФК уже много лет обращают внимание на то, что защита в ката Укэнагаси невозможна, если она не выполняется правильной частью клинка. Для понимания этого нам показывают три части, на которые функционально делится клинок: защита (треть около цубы), контроль (средняя треть) и атака (треть около киссаки). Можно даже сказать, что в иайдо стали использовать то, что давно знали в европейском фехтовании: использовать для защиты «сильную» часть (ближе к рукояти) клинка против «слабой» атакующей части. Раньше, когда нас учили вести меч вперёд, в положении парирования над головой оказывалась примерно середина клинка, поэтому защита была очень слабой. Сейчас все учителя приняли новый способ извлечения меча, при котором защиту легче выполнить «сильной» частью.


Кисимото Тихиро-сэнсэй (ханси 8-й дан) демонстрирует 3 части клинка.
Источник: «Иайдо тора-но маки соно 3», 2010 год.

Для занимающихся только кэндо или дзёдо может показаться странным, что ни там, ни там не говорят про укэнагаси. На самом деле, ничего странного в этом нет. Техника укэнагаси работает против реза – сквозного удара, разрубающего цель. Меч противника «стекает» по нашему мечу за счёт направленной вниз энергии удара и передаёт эту энергию в наш меч, что позволяет использовать её для мгновенного перехода к контратаке. Если этой энергии нет, техника в таком виде неисполнима. Ни в кэндо, где удары наносятся «поверхностно» и прорубающих ударов нет, ни, тем более, в дзёдо, где оружие вообще не имеет проникающей способности, просто нет условий для использования такой техники.

Интересно, что некоторые школы нашли способ использовать эту особенность укэнагаси для того, чтобы превратить ее достоинство в недостаток. Если техника укэнагаси перенаправляет энергию нашей атаки в энергию контратаки, надо лишить её этой энергии и повернуть ситуацию в нашу пользу. Сделать это за счёт фейковой атаки нельзя, так как опытный противник сумеет отличить настоящую атаку от ловушки, в которую его заманивает имитация атаки. Вместо этого надо атаковать с полным вложением, которое в момент контакта клинков сменяется полным расслаблением, убирающим всю энергию, которую можно было бы использовать против нас. Хотя это звучит достаточно нереально, навык смены полноценного вложения полным расслаблением – это важный и полезный навык, который можно нарабатывать, для чего существуют специальные методы и даже полноценные ката.

Комментариев нет:

Отправить комментарий