10 сент. 2020 г.

Асисабаки

В качестве темы первой публикации в Глоссарии я взял тему асисабаки, т.е. перемещений и их разных видов. Часть терминов может быть почти незнакома занимающимся иайдо и дзëдо, но хорошо знакома кэндоистам, и наоборот. Поэтому полезна эта информация будет всем.

Само слово 足捌き «асисабаки» образовано от глагола 捌く «сабаку», который означает «использовать» или «обращаться с чем-либо». В английском «сабаки» проще всего переводится как «-work» в качестве второй части составных слов. Таким образом, «асисабаки» – это «работа ног». В айкидо  помимо «асисабаки» встречается слово 体捌き «тайсабаки», «работа тела», но в иайдо оба слова я слышал только от Морита-сэнсэя в сочетании с третьим – 剣捌き «кэнсабаки» – «работой меча».

Разновидности работы ног преимущественно называются с использованием слова «аси» – «нога», или «шаг». Этот же иероглиф в другом варианте читается «соку» и знаком по дистанции 一足一刀 «иссоку-итто:» и по названию ката 虎之一足 «Тора-но иссоку». Эти разновидности различаются способом движения и схемой перемещения двух ног.

摺り足 «Суриаси» – это скользящий шаг. Это то же слово «сури», что и в названии техники 摺り上げ «суриагэ». Так называется шаг со скольжением ноги без большого отрыва от пола. В другом виде, с большим отрывом и громким притопом, в кэндо используется 踏み込み足 «фумикомиаси», но для иайдо или дзëдо такой шаг нехарактерен. «Обычный» уличный шаг с пятки на пальцы в японских будо лучше вообще не использовать.

2 шага аюмиаси вперед или назад.

По схеме взаимного перемещения двух ног «обычному» шагу соответствует 歩み足 «аюмиаси» – попеременный шаг, при котором вперед выходит то одна нога, то другая. Хотя прочтение отличается, но здесь используется тот же иероглиф, что и в слове 歩く «аруку» – «идти, гулять», он же используется для счета шагов. В тренировках с нагинатой, где стойка повернута к противнику боком, аюмиаси выглядит как перекрестный шаг.

1 шаг окуриаси вперед или назад. Подтягивание второй ноги является частью шага.

送り足 «Окуриаси», основной шаг в кэндо, сохраняет одностороннюю стойку, для чего надо шагать вперед с передней ноги и быстро подтягивать заднюю, возвращаясь в исходную стойку. Подтягивание называется 引き付け «хикицукэ» (это слово также можно перевести как «конвульсии»), и ему уделяется много внимания. Когда нога «тащится» сзади, это называется 引っ張り足 «хиппариаси», и это неправильно. Задняя (преимущественно левая) нога – это мотор, а не якорь.

Цугиаси вперед. Описание цугиаси назад мне ни разу не встречалось.

継ぎ足 «Цугиаси» – шаг, похожий на окуриаси, но с предварительным пододвиганием задней ноги к передней с целью увеличения покрываемой дистанции. Для иайдо и дзëдо этот шаг нехарактерен, но иногда вылезает там, где он не нужен: в последовательности из двух или нескольких окуриаси. Это не просто формальная ошибка, это ошибочный подход к последовательности как к программе. При нанесении удара правильный ки-кэн-тай позволяет определить правильный окуриаси (другое дело, что правильный ки-кэн-тай наработать ещё сложнее).

Два шага окуриаси вперед (слева) могут превратиться в неправильный гибрид окуриаси и цугиаси (справа).

1 шаг хиракиаси вправо или влево. Шаг с изменением стойки на левостороннюю при смещении с линии тоже будет называться «хиракиаси».

開き足 «Хиракиаси» используется для смещения с линии и может быть похож на окуриаси вбок или даже на аюмиаси. Важно, что этот шаг уводит нас с линии атаки, но это слово чаще встречается в кэндо и нагинате, чем в иайдо или дзëдо.

       

Фумикаэ (слева) и фумикоми (справа) при развороте. Относительно исходного расположения (красная линия) фумикоми смещает корпус дальше вперед (вниз).

Последняя пара понятий часто противопоставляется в иайдо, но может быть незнакома за его пределами. 踏み込み «Фумикоми» у занимающихся кэндо вызывает ассоциации только с притопом, но его буквальное значение ближе к «шагу вперед». Это не то же самое, что 踏みかえ «фумикаэ» – «смена шага». В нагинате так называют смену стойки без перемещения в пространстве, в иайдо это означает смещение ноги вбок для подготовки следующего шага без смещения вперед. В иайдо, где особенно важно точно следовать описанию, это противопоставление обязательно надо соблюдать, так как разное направление смещения задает разную дистанцию. Когда противник воображаемый, увидеть ошибку в дистанции довольно сложно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий