4 сент. 2020 г.

Чтобы лучше делать ката, надо больше делать ката

Я уже несколько раз упоминал блог Стива Руиса, тренера по стрельбе из лука. Западной и спортивной, не подумайте, что кюдо. Один из его недавних постов был особенно интересен тем, что его не надо долго адаптировать под кэндо, иайдо или дзëдо: его основная мысль напрямую применима к ним. Эта мысль простая: обычные тренировки и соревнования в лучшем случае поддерживают наши навыки на одном уровне. Чтобы результаты улучшались, нужны тренировки, специально нацеленные на улучшение необходимых для этого навыков.

Если применять эту мысль к иайдо и дзëдо, мы получим ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Нет, просто делать больше ката не способствует улучшению ката. Если применить её к судейству, станет понятно, что нельзя подготовить хорошего судью только за счёт практики судейства. Если применять её ко всем соревнованиям, мы поймëм, что нельзя научиться побеждать только путём участия в соревнованиях.

Что же тогда нужно? Нужны специальные методы отработки тех аспектов, которые в данный момент развития занимающегося недостаточно хороши, или, для занятий в группах, упражнения, нацеленные на совершенствование отдельных сложных или важных аспектов. Я приведу несколько примеров, заимствованных у сэнсэев, из книг или придуманных мной самим. Для любых других проблемных ситуаций всегда можно найти соответствующие наработки... или придумать собственные!

В начале 20-го века школа дзëдо Синто мусо-рю практиковалась только в виде ката. Это было возможно, когда учеников было относительно мало и каждому начинающему можно было поставить в пару опытного партнёра. Когда Симидзу Такадзи начал массовое преподавание дзëдо в полиции и военных структурах, он выделил 12 технических элементов в качестве базовых для отработки в одиночку или в парах, но без необходимости наличия достаточного опыта у обоих партнёров. Это позволило ему подготовить огромное количество учеников (по некоторым оценкам, до миллиона человек).

В одном из номеров журнала «Иайдо тора-но маки» опубликована статья Кавагути Тосихико-сэнсэя «Способы отработки кихона иайдо», где он описывает упражнения и виды тренировок, которые используются при подготовке команды префектуры Ямагути. Часть из них (какаригэйко, маваригэйко, хассэйгэйко - большинство этих названий знакомо кэндоистам, но в иайдо мы их не используем) сводится к повтору ката с дополнительными ограничениями, но в основном Кавагути-сэнсэй пишет о способах повторной наработки отдельных элементов или их комбинаций, а также способах контроля их правильности. Третья часть его статьи посвящена парным упражнениям (частично на основе кэндо ката) с боккэном и даже мягким мечом для тянбары, которые помогают освоить понимание дистанции и тайминга.

Упражнение для отработки кириороси из статьи Кавагути-сэнсэя.
Источник: журнал «Иайдо тора-но маки», №2

Хотя многие занимающиеся дзëдо занимаются также иайдо или кэндо, это независимые дисциплины и есть довольно много тех, кто занимается только дзëдо. Понимая, что только работая в роли утидати, полноценно научиться владеть мечом невозможно, Отакэ Тосиюки-сэнсэй, член комитета дзëдо ВЯФК, показывал нам на семинаре кихон с мечом для дзëдо. Его основная цель – наработать понимание и базовые принципы нанесения ударов, которые встречаются в ката.

Одно из упражнений Отакэ-сэнсэя.
Источник: канал клуба «Гэнбукай» в Ютубе

С той же целью я когда-то собрал набор «ката» с мечом, повторяющие действия утидати в разных ката дзëдо. Помимо того, что они все заканчивались победой, что помогало преодолеть комплекс «мальчика для битья», который всегда мешает нормальной работе утидати в «обычных» ката, они включали в себя элементы, которые встречаются редко и поэтому у большинства плохо наработаны.

В посте про судейство я упоминал способ обойти необходимость для начинающих судей в кэндо одновременно следить за правильными перемещениями по площадке и адекватно присуждать иппоны, т.к. это практически нереально. Перед тем как взяться за сложное - иппон, - стоит потратить время на освоение простого - перемещений, но для этого нужна подходящая для этой цели тренировка. Я предлагаю ставить начинающих судей на тренировочный матч с заданием перемещаться по площадке, не обращая внимания на попытки «соревнующихся» заработать очко, но стараясь все время находиться в нужном месте. Когда они чувствуют себя в этом достаточно уверенно, можно добавлять следующие элементы (команды, действия флажками, реакция на действия других судей) и постепенно выйти на полноценное судейство. Примерно так же устроены мои семинары по судейству в иайдо.

Схема расположения судей в кэндо (слева). Упражнение требует сохранения этого треугольника и «зон ответственности», даже если иногда образуется ситуации на схеме справа.
Источник: публикация сайта “Idaho Kendo Club

Я уверен, что при использовании такого подхода прогресс в любой области будет более качественным и более долгосрочным.

Здесь же я хочу ответить на очень хороший вопрос, заданный мне в связи с постом про судейство: где взять время на такую поэтапную подготовку. Короткий ответ на него такой: мы можем либо найти это время и потратить его, чтобы научиться, либо не научиться. Карл Фрайдэй в книге “Legacies of the sword” цитирует пример с обучением математической логике: «…я преподавал логику высказываний перво- и второкурсникам и заметил, что класс разделился на две группы: одни могли решать логические задачи, другие нет. Первые начали с того, что запомнили базовые формулы,… и «просто видели» логические соответствия. Но других, кто не запомнил формулы, задачи ставили в тупик…» Здесь легко понять, что запоминание формул не является целью, это всего лишь инструмент, дающий студентам возможность научиться решать реальные задачи. Когда цель достигнута, инструмент можно отбросить. В приведенных мной примерах ситуация та же: мы берем или придумываем инструмент, чтобы решить конкретную проблему или добиться конкретного результата. Да, сейчас на это потребуется время, но это не страшно, т.к. во-первых, у нас нет ограничения по срокам и времени у нас много, а во-вторых, мы это время сэкономим на бесполезных тренировках в будущем. В долгосрочной перспективе время, потраченное на постепенную подготовку, потрачено не зря.

Где времени реально не хватает, так это при отработке и поддержании на хорошем уровне всех изученных техник. Так, в дзëдо мы сейчас практикуем примерно 50 разных ката, каждую из которых надо знать в двух ролях. Если думать только о практическом использовании дзë как оружия, мы, конечно, можем отбросить начальные разделы ката, как отслуживший своё инструмент, но в нынешнем виде будо все-таки устроено не так. Однако все примеры, которые я привел, не относятся к программе практики, поэтому на объем постоянной работы они влияют очень мало.

1 комментарий:

  1. Великолепная демонстрация перемещений судей показана на ролике с игр СпортАккорд 2013-го года в Санкт-Петербурге. Финал мужских соревнований по кэндо: https://www.youtube.com/watch?v=IEhmKJytCLA

    Обратите внимание, насколько свободно судьи перемещаются, когда это необходимо, и насколько они спокойны, когда никаких действий от них не требуется. Это образ, который хорошо держать в голове.

    ОтветитьУдалить