Вопрос, куда и когда надо смотреть во время исполнения ката иайдо, возникает часто, но обычно к 1-му дану благополучно решается. Любой приличный 1-й кю ответит на вопрос, вынесенный в заголовок: конечно, нет! А куда надо смотреть? Конечно, вперед, на противника!
Этот простой ответ настолько очевиден, что даже рука не поднимается написать что-то другое. Для 1-го, 3-го и даже 5-го дана указание смотреть вперед, туда, где находится противник, – самый простой способ объяснить, как правильно работать глазами в ката. Единственное, что стоит добавить, – указание использовать «эндзан-но мэцукэ» – «взгляд на дальние горы».
Однако для старших данов следование этому простому правилу, как выясняется, демонстрирует недостаточно высокий уровень. Я впервые столкнулся с этим фактом, уже будучи 6-м даном, и оказалось, что перескочить на новую ступень довольно сложно. На более ранних этапах это практически невозможно, но более раннее знакомство с идеей «продвинутого» мэцукэ дает надежды на ее более простую реализацию в будущем. Реально продемонстрировать разницу и, тем более, увидеть ее со стороны могут, кажется, только 8-е даны, но, когда ты увидел хорошую работу глазами в их исполнении и понимаешь, что они делают, сразу хочется научиться работать так же.
Вопрос, куда надо смотреть, я буду рассматривать в двух частях. Начнем со следующей картинки, которая иллюстрирует обычное исполнение нукицукэ (первого удара) в первой ката иай Всеяпонской федерации кэндо Маэ (красная пунктирная линия показывает направление взгляда):
Тексту Руководства, кажется, все соответствует: «Выпрямившись в пояснице, шагните вперед (фумикоми) правой ногой и одновременно резко извлеките меч с ударом (нукицукэ), целясь в висок противника.» Давайте добавим противника в соответствии с этим текстом:
Внезапно оказывается, что взгляд вовсе не направлен на противника, а исполнитель ката смотрит поверх его головы. Упс...
Давайте теперь скорректируем нашу картинку и, вслед за ней, наше исполнение ката:
Обратите внимание на две вещи. Во-первых, взгляд направлен ниже, чем просто «вперед». Во-вторых, две пересекающиеся линии – это направление взгляда и... меч! Т.е. исполнитель этого варианта ката смотрит ровно на то место, в которое наносит удар мечом.
Разумеется, на нашей картинке нет третьего измерения, поэтому на ней не видно, что взгляд направлен в глаза, а кончик меча останавливается за левым виском противника, т.е. как минимум на 5 см правее направления взгляда. Однако для практических целей мы можем воспользоваться тем, что меч пересекает направление взгляда, и понять направление взгляда (которое в Руководстве не описано) через движение меча (которое описано очень подробно). Другими словами, смотреть на меч неправильно для исполнения ката как таковой (как для аттестации), но это хороший способ улучшить свое понимание того, куда надо смотреть.
Теперь перейдем ко второй части, которая касается эндзан-но мэцукэ. Обычно эндзан-но мэцукэ рассматривается как некоторый абсолют правильной работы глаз, поэтому я с большим удивлением в первый раз услышал о том, что этот взгляд используется не всегда. Постепенно, кажется, я начал понимать, почему это так и для чего был нужен эндзан-но мэцукэ.
В поединке по кэндо важно видеть противника целиком, чтобы распознать начало его атаки на достаточно раннем этапе. Мешает этому туннельное зрение, когда мы фиксируем взгляд на какой-то одной точке или части тела противника и любое движение за пределами этого туннеля остается незамеченным. Даже смотреть в глаза не помогает, если наш взгляд фиксирован и видит только движение глаз, которое у опытного противника может быть намеренным обманным действием. Лучший способ избавиться от туннельного зрения – перестать фокусироваться на одной точке и смотреть «сквозь» противника, как будто мы смотрим на дальние горы.
Но все же нельзя забывать, что мы хотим увидеть вовсе не эти горы, а противника целиком, поэтому эндзан-но мэцукэ нельзя рассматривать как цель: это всего лишь средство! Заметьте, что я использовал два разных слова: «фиксировать» и «фокусировать» взгляд – это совсем разные действия. Фиксированный взгляд, конечно, сфокусирован на определенной точке и не способен видеть вширь, поэтому мы использовали расфокусирование, чтобы перестать фиксировать взгляд. Но взгляд может быть сфокусирован, не будучи фиксированным, и это понимание не приходит без опыта и, возможно, толчка со стороны. К счастью, мне достался такой толчок.
Вернемся к иайдо. Что эта идея о фокусировании взгляда означает для занимающихся иайдо, и как это все связано со взглядом на свой меч? Давайте начнем с последней картинки выше:
В момент, когда меч проходит по глазам противника, он должен не только пересекать направление взгляда, но и быть в фокусе! Мы смотрим в глаза и режем по глазам. Опять мы возвращаемся к предыдущей идее: хотя для исполнения ката на аттестации смотреть на меч неправильно, во время тренировок мы используем меч для обратной связи, чтобы научиться смотреть именно туда, где находится наш воображаемый противник, т.е. научиться фокусироваться на точке в пространстве, где в это время ничего нет.
Легко ли этого добиться в Маэ? Наверно, нет, ничуть не проще, чем во всех остальных ката, потому что клинок проходит точку между глаз противника очень быстро. Но, к счастью, есть одна ката, где это намного проще: это Ганмэнъатэ, в которой мы бьем прямо между глаз и на какое-то мгновение останавливаемся с навершием рукояти ровно в том месте, где сфокусирован наш взгляд перед ударом:
Тут есть хорошая техника для исследования и изучения этой фокусировки: для начала мы наносим удар рукоятью, фокусируемся на ней и возвращаемся на шаг назад, сохраняя фокус; далее мы повторяем удар, стараясь не потерять фокус, сохранившийся с предыдущего повтора; наконец, мы учимся фокусироваться в пустоте, но именно там, куда прилетит удар рукоятью.
Внезапно тренировки по иайдо превращаются из чисто физического повтора ката в огромную осмысленную работу над аспектами, над которыми мы раньше, наверно, не задумывались. Если бы не это, мне было бы трудно объяснить, почему заниматься иайдо интересно и через 25 лет после начала.