12 сент. 2021 г.

Анатомия победы (иайдо)

В первый раз я принял участие в соревнованиях по иайдо в 2000-м году, но первый раз выиграл турнир в своей категории только в 2008-м. В том же 2008-м году (раньше, если и было, не помню) я начал судить соревнования и регулярно участвую в качестве судьи на турнирах в России и за рубежом. За это время я видел множество матчей как участник, как судья или как зритель, участвовал во всех судейских семинарах, на которые мог попасть, подготовил нескольких победителей и призёров Чемпионатов России и Европы и думаю, что не только в теории, но и на практике понимаю, что необходимо для победы в матче. Во время подготовки команды России для Чемпионата Европы по иайдо 2019-го года я попробовал проанализировать и структурировать все те аспекты, которые являются важными для достижения победы (в матче и, в случае последовательного успеха, в турнире). Эта структура может быть использована для тренировок и подготовки к будущим соревнованиям.

Автор блога (стоит слева) незадолго до своих первых соревнований (октябрь (?) 1999 года).
На настоящий момент как минимум пять человек на фотографии имеют уровень рэнси 6-й дан
и как минимум одна – рэнси 7-й дан.

Начать я хотел бы с наблюдения о том, что победа в матче может быть достигнута двумя способами: либо вы сильнее/лучше своего соперника, либо ваш соперник слабее/хуже вас. Второй вариант никогда нельзя исключать, поэтому каждый, кто выходит на соревнования, может рассчитывать победить хотя бы в одном матче. Но всерьез надеяться на то, что вам каждый раз будет доставаться слабый противник, вряд ли приходится, поэтому шанс на этом дойти до финала и занять 1-е место довольно незначительный. Если выбор слабого противника находится вне нашего контроля, лучше сконцентрироваться на том, что мы можем изменить и улучшить, т.е. постараться стать сильнее и правильнее. Но для этого надо понимать, что значит «быть сильнее и правильнее».

(В этой заметке я не буду обсуждать судейство, но про него можно сказать то же самое. Всегда можно выиграть или проиграть из-за ошибок судей, но они нам неподвластны, поэтому на них не надо тратить время.)

То, что я считаю своим наибольшим достижением в качестве соревнующегося и тренера,
3-е место сборной России на Чемпионате Европы по иайдо 2017.

Посмотрим, что нам говорит теория в лице книги «Правила судейства соревнований по иайдо». Так как опубликованный и используемый на официальных соревнованиях в России текст в переводе японца не очень понятен, я привожу выдержку из японского оригинала в моем переводе.

(Небольшой комментарий по структуре книги. Её основная часть состоит из двух одинаково важных половин, каждая со своей нумерацией статей: Правила и Подробности правил. Далее я буду ссылаться на них под этими именами.)

Глава 2. Матчи

Раздел 2. Определение исхода матча

Правила:

Статья 11. Исход матча определяется по следующим пунктам.

1. Решение по определению исхода матча принимается на основании превосходства в технике (вадзамаэ) и внутренней готовности (кокорогамаэ) с единением духа, меча и тела (ки-кэн-тай-но итти), определяемого по точным техническим навыкам (гидзюцу) и правильному использованию меча (тохо), при наличии полной силы духа (кисэй) и хорошей выправки (сисэй) с правильным ритуалом (рэйхо) и манерами (сахо).

2. Техники для исполнения в матче могут быть заданы полностью или частично. Если соревнующийся перепутал заданные техники (ситэйвадза), то после завершения выступления (энбу) по итогам совещания судей он объявляется проигравшим. Если заданные техники перепутали оба соревнующихся, решение выносится в соответствии с п. 1.

3. Соревнующийся, превысивший отведенное на матч время, объявляется проигравшим. Если время превысили оба соревнующихся, решение выносится в соответствии с п. 1.

Подробности правил:

Статья 7. Решение по определению исхода матча в соответствии с п. 1 статьи 11 Правил опирается на следующие критерии.

1. Глубина практики (сюгё).

2. Этикет (рэйги): правильное поведение (тайдо) и манеры (сахо).

3. Техника (вадзамаэ)

(1) правильные извлечение меча (нукицукэ) и удары (кирицукэ);

(2) правильные выход меча из ножен (саябанарэ) и плоскость клинка (хасудзи);

(3) правильные стряхивание крови (тибури) и углы;

(4) правильный возврат меча в ножны (ното).

4. Внутренняя готовность (кокорогамаэ):

(1) спокойствие духа;

(2) использование взгляда (мэцукэ);

(3) интенсивность (кихаку), состояние готовности (дзансин), интервалы (ма) и дистанция (маай).

5. Единение духа, меча и тела (ки-кэн-тай-но итти).

6. Рациональное иай с точки зрения боевого искусства (будо).

7. Следование ключевым пунктам для судейства и аттестации по иай Всеяпонской федерации кэндо.

Статья 7 Подробностей правил называет самые важные аспекты, которые должны учитываться судьями; понятно, что именно они и определяют «превосходство в технике и внутренней готовности». Однако они достаточно разнородны, иногда противоположны по направлению и отчасти слабо определены. Кроме того, разные аспекты тренировать надо по-разному и с разными приоритетами. Если вы хотите побеждать в соревнованиях, в этом нужно научиться разбираться.

Поэтому я собрал все пункты, названные в Правилах и Подробностях правил, а также добавил к ним дополнительные пункты, описанные в документе под названием “The Guidance of Referee”, опубликованном на английском языке в Киото в 1994-м году (далее – Гид). Технические подробности, составляющие основную часть этого документа, уже устарели, но по пунктам судейства он по-прежнему актуален. Его самую интересную часть составляет раздел «Как интерпретировать ‘глубину практики’», т.е. п. 1 Статьи 7. Все эти пункты я разделил на 3 большие группы на основании того, какие аспекты выступления они затрагивают и как их лучше всего тренировать.

К первой группе относятся наиболее базовые технические навыки, которые должны повторяться стабильно и одинаково из раза в раз. В терминологии Дэниела Койла (Daniel Coyle “The Little Book of Talent. 52 Tips for Improving Your Skills”; на русском языке книга опубликована под названием «Талантливые подонки. 52 способа разбудить в себе гения», но я буду цитировать по оригиналу в своем переводе) это в чистом виде «жесткие навыки» – «действия, которые каждый раз выполняются настолько точно и одинаково, насколько возможно». Их исполнение должно быть доведено до полного автоматизма, чтобы сделать их неправильно было бы невозможно.

В эту группу, очевидно, входят полностью пункты 3 и 7 из Статьи 7: базовые элементы техники (нукицукэ, кирицукэ, тибури, ното и все, что с ними связано) и ключевые пункты ката иай Всеяпонской федерации кэндо. Кроме того, сюда же относятся правильные ритуал и этикет (через Статью 11, п. 2 Статьи 7 и, косвенно, через п. 7 Статьи 7). То, что этикет упоминается в правилах определения исхода матча столько раз, должно лишний раз подчеркнуть его важность. Надо иметь в виду, что если к окончанию 3-й (или 5-й) ката в матче судья не определился, кто, по его мнению, победил, он будет принимать решение на основе даже мельчайших ошибок, допущенных в заключительном ритуале.

Сюда же относятся выправка, или осанка (сисэй, Статья 11) и единение духа, меча и тела (ки-кэн-тай-но итти, Статья 11, п. 5 Статьи 7). Хорошая осанка является основой для эффективного исполнения техники. Без нее сложно научиться правильно вкладывать силу в меч и в движения, а также добиться стабильности в статических положениях и в динамике. Когда это всё реализуется, в действиях проявляется ки-кэн-тай-но итти. К нему я вернусь чуть ниже.

Из пунктов, которые объясняют «глубину практики», в эту группу попадают удары (резы), звук меча и тэ-но ути.

Тэ-но ути (букв. «внутри руки») – это термин, характеризующий эффективную работу рук для нанесения ударов и уколов. Хорошее использование запястий и пальцев позволяет перестать «махать» мечом и начать наносить резкие, быстрые и эффективные удары (резы). Хороший рез, в свою очередь, даёт хороший, громкий и правильно локализованный (в области головы противника) свист. Все три компонента оказываются таким образом связаны.

Ки-кэн-тай-но итти тоже объясняется в Гиде. Он состоит в использовании тела и меча в гармонии, без разделения на последовательные движения. Это позволяет «двигаться так, как этого требует атака противника».

Для работы над этой группой применим тот совет, который Дэниел Койл дает для «жестких навыков» в целом: «Чтобы выработать надежные жесткие навыки, надо построить правильные связи в мозгу. Для этого стоит работать внимательно, медленно и с особой чувствительностью к ошибкам… Не спешите. Отрабатывайте каждое простое движение отдельно, повторяя и совершенствуя его, перед тем как двигаться дальше. Обращайте внимание на ошибки и сразу исправляйте их, особенно на ранних этапах.» Рассматривайте работу над базовой техникой как наиболее важную инвестицию в долгосрочный прогресс.

Вторую группу составляют пункты, связанные с противником. Это все то, что позволяет нам продемонстрировать зрителям (и судьям!) местонахождение противника и наше взаимодействие с ним. Большинство этих пунктов достаточно точно, хоть и косвенно сформулировано в «Руководстве по иай Всеяпонской федерации кэндо» в общих описаниях ситуации в ката. В этом смысле мы все еще находимся в области «жестких навыков», хотя некоторые индивидуальные особенности исполнения («мягкие навыки», о которых речь пойдет дальше) здесь не запрещены.

Ключевыми в этой группе являются понятия мэцукэ (взгляд), ма (тайминг, ритм) и маай (дистанция) (п. 4 Статьи 7). При помощи взгляда мы демонстрируем направление на воображаемого противника и пытаемся выразить контроль над ним; дистанция (т.е. удары в определенные точки в пространстве) показывает его место в пространстве, что особенно важно в последовательности ударов; тайминг позволяет связать наши действия с действиями противника. Все вместе они создают у наблюдателя ощущение присутствия воображаемого противника в конкретном месте в конкретное время, что оговорено в понятии касотэки внутри толкования «глубины практики» (п. 1 Статьи 7).

В Гиде также использовано понятие «дзё-ха-кю», которое толкуется как баланс между быстрыми и медленными движениями. Этот пункт, как там сказано, является особенно важным при судействе матчей между обладателями высоких данов.

Наконец, именно сюда относится п. 6 Статьи 7 «Рациональное иай с точки зрения боевого искусства». Если наши действия адекватно соотносятся с действиями противника и в них отсутствуют пробелы (суки), которые создают возможность для нашего поражения, наше исполнение рационально и наоборот. В некотором смысле этот пункт «Подробностей правил» формулирует одной строкой всю данную группу навыков.

До определенного этапа тренировать навыки из второй группы также надо аккуратно и выверенно, рассматривая их только как «жесткие навыки». Взгляд должен быть направлен туда, куда надо (это мэцукэ), шаг должен быть нужной длины (это маай), паузы должны быть в нужных местах и отсутствовать в других (это ма). Но позже (это индивидуально, но по умолчанию я бы советовал начинать после 3-го дана) можно начинать играть с вариациями ритма и дистанции, чтобы не столько повторять «правильные» движения, сколько воспроизводить требуемый эффект средствами, оптимальными для своего тела и своего темперамента. Разумеется, это не следует делать, пока нет хорошо наработанного понимания как требуемого эффекта, так и границ, за которыми индивидуальные средства становятся ошибкой.

И отсюда мы переходим к третьей группе критериев, которая полностью состоит из «мягких навыков». В этой группе мы видим гораздо больше пунктов, которые в исполнении разных мастеров выглядят по-разному, но которые в разном исполнении тем не менее смотрятся впечатляюще; именно поэтому я иногда называю эту группу «Презентация».

Сюда входят сила духа (кисэй, ст. 11), спокойствие и интенсивность (кихаку), которые входят в качестве составляющих в понятие «внутренней готовности» (кокорогамаэ, п. 4 ст. 7). «Спокойствие» кажется полной противоположностью «интенсивности», и, действительно, одни мастера могут выглядеть быстрыми и резкими («интенсивными»), а другие производят впечатление неторопливых и аккуратных («спокойных»). Но на самом деле в выступлениях и тех, и других присутствует баланс двух аспектов, который смещен в ту или иную сторону в соответствии с личными предпочтениями (которые даже у старших мастеров отчасти сформированы под влиянием их собственных сэнсэев). Только в балансе спокойствие и интенсивность складываются в полную силу духа.

Наверно, лучше всего этот баланс сформулирован в Гиде: «Дух участника должен быть настолько сильным, чтобы противник не смог извлечь свой меч. Но, если для самозащиты необходимо, пусть неохотно, достать меч, удар должен быть яростным, решительным и окончательным.»

Следующие пункты из третьей группы входят в понятие «глубина практики» (фукаку, п. 1 ст. 7): это подчинение противника (курайдори) за счет уверенности в себе (хинъи) и присутствия духа (кигурай). Их трудно разделить между собой, и в Гиде хинъи и кигурай рассматриваются вместе. В некотором смысле, любые попытки рассматривать их по отдельности превращаются в искусственную интеллектуализацию. Гораздо легче научиться демонстрировать их, наблюдая за более опытными занимающимися и пытаясь воспроизвести то впечатление, которое они производят. В этом случае их проявление будет естественным и индивидуальным. Конечно, как и подразумевает выражение «глубина практики», этого невозможно достичь без длительных и, главное, глубоких тренировок.

Последнее, что я, наверно, отнесу сюда, это поведение (тайдо). В такой формулировке оно редко встречается в литературе или на тренировках, но тоже играет роль (на мой взгляд, больше на аттестации, чем на соревнованиях). Хотя у нас нигде нет формулировки «правильного» поведения, оно должно соответствовать моменту, хоть и может быть индивидуальным для каждого.

Все эти пункты обладают свойством, которым Койл характеризует мягкие навыки в целом. Они «захватывают наше внимание, потому что они прекрасны. Такие таланты кажутся абсолютно волшебными и уникальными.» Однако мне довольно трудно сформулировать, как их надо тренировать именно в иайдо. Койл пишет, что «мягкие навыки формируются, когда вы играете и исследуете в постоянно изменяющейся и сопротивляющейся среде», т. е. в условиях, ровно противоположных «жестко заданным» условиям ката иайдо. Можно ли увязать эти две противоположности? Мне кажется, можно.

Как только мы выходим за рамки базовой техники, как она описана в Руководстве, мы сталкиваемся с тем, что разные сэнсэи выполняют технику по-разному. Если мы посещаем семинары под их руководством, мы получаем противоречивые указания, но должны им следовать в любом случае. Если на этих семинарах проходят экзамены или соревнования, особенно важно делать технику так, как ожидают экзаменаторы или судьи. В этой связи многие инструктора советуют своим ученикам изучать два варианта делать то или иное действие, чтобы в нужный момент выбрать нужный вариант. На мой взгляд, это абсолютно порочная практика.

Что будет, если вариантов не два, а десять? А что если на семинаре перед ответственным мероприятием (например, Чемпионатом Европы или аттестацией на высокий дан, за который уплачена приличная сумма) сэнсэем показан одиннадцатый с комментарием, что экзаменаторы и судьи должны обратить внимание на его исполнение? Не напоминает ли это ту самую «постоянно изменяющуюся и сопротивляющуюся среду», о которой идет речь при описании «мягких навыков»?

Чтобы научиться адаптироваться к требованиям, о которых ты узнал минуту назад, нужно тренироваться, как «скейтбордист на площадке: с агрессией,  любопытством и желанием экспериментировать, постоянно в поисках новых вызовов для себя». К сожалению, увлеченные мифической строгостью и точностью иайдо (особенно в случае иай ВЯФК), большинство занимающихся не научены действовать с такими установками. На мой взгляд, именно в этом направлении лежит путь к овладению навыками из третьей группы.

Общая структура трех групп критериев и их разделение на «жесткие» и «мягкие» навыки.
Можно заметить, что эти группы частично пересекаются, но для достижения
максимальных результатов необходимо овладеть всеми тремя группами.

Подводя итог, хочу отметить, как эти группы разных навыков сочетаются с разными уровнями занимающихся. Хотя на соревнованиях судьи должны обращать внимание на все аспекты Правил и Подробностей правил в совокупности, для занимающихся, планирующих долгосрочный рост, ведущий не только к победе на соревнованиях в низших категориях, но и к достижению более высоких уровней, эти навыки далеко не равнозначны. Тщательная наработка «жестких навыков» на раннем этапе (и возврат к ним на более высоких уровнях) позволит перевести их в автоматически правильное исполнение и сконцентрироваться далее на более сложных и «интересных» аспектах тренировок. Отсутствие этих более сложных аспектов в исполнении обладателей кю и младших данов может не позволить им выигрывать соревнования в своих категориях (часто находится кто-то, кому они даются легче либо по естественным причинам, либо благодаря предыдущему опыту), но ничего не говорит об их перспективах в будущем. Тренировать (именно тренировать, а не демонстрировать в естественном и неконтролируемом проявлении) мягкие навыки гораздо проще, когда жесткие навыки хорошо натренированы. Если вы хотите долгосрочного прогресса и побед на соревнованиях в более высоких категориях, я советую выстроить иерархию важности тренировок именно в таком виде.