(Хотя этот блог не планировался как место для публикации переводов, данный фрагмент из книги Паскаля Кригера “Jodo: la voie du bâton” стоит того, чтобы сделать его более широко доступным. Это фрагмент главы, посвященной разнообразным концептам, с которыми приходится сталкиваться при изучении классических будо. В нескольких местах этой главы идет отсылка к четырем стадиям прогресса в изучении будо, которые описываются в другой части книги; в порядке продвижения это стадии Гё, Сюгё, Дзюцу и До.
Перевод французско-английского двуязычного текста сделан автором настоящего блога.)
Дзюнансин, или нюнансин (податливый ум)
(работать над ним с самого начала)
Концепты – это всеобщие истины, и их можно представлять в виде зерен, которые сеют на пути к «До». Если они попадут на жесткую почву, они никогда не прорастут. Поэтому в первую очередь перед началом изучения Кобудо необходимо подготовить почву.
Единственный способ добиться какого-либо успеха в Кобудо – и
я, действительно, хочу сказать, что этот способ единственный, – это занять позицию,
которая включала бы в себя следующие 5 элементов:
1. Терпение
2. Доверие
3. Скромность
4. Гибкий ум
5. Открытость
Если она не изменится в процессе обучения, любая другая позиция
ведет к провалу. Эта идеальная позиция выражается концептом Дзюнансин (или
Нюнансин): Дзюнан (гибкий) и Син (ум). Учитель сперва будет
работать над исправлением пяти составных частей. Позвольте мне немного более распространенно
описать важность этих элементов.
Нетерпеливый ученик уже бессознательно установил себе
цель и время, за которое он хочет ее достичь. Зафиксировав свой ум на этой воображаемой
цели, он не сможет видеть, куда он ступает по пути. Он просто растопчет те семена,
которые были посеяны. У него не хватит терпения разглядеть ту работу, которая происходит
внутри него. Он хочет быстрых результатов. И ему придется победить свое нетерпение
и научиться просто идти, не задумываясь об уже пройденном расстоянии или о цели,
которой он хочет достичь. Вместо этого он должен полностью уделить все внимание
текущему моменту (Ити го Ити э).
Скептик приступает к новой дисциплине, постоянно сверяя
ее со своими знаниями, полученными в других областях. Он пытается все проанализировать,
и, если он что-либо не понимает, он будет это оспаривать. Со своим логическим подходом
он не будет принимать – или будет принимать очень неохотно – то, что он не может
проверить. Ему придется научиться доверять своему учителю и своей избранной дисциплине.
В Кобудо ничего нельзя доказать. Все убеждения занимающийся приобретает сам
и только для себя.
Самонадеянный человек, уверенный в своем величии, только
с большим трудом сможет принять, что он ничего не знает. Он будет чувствовать себя
зажатым в роли начинающего. Он будет пытаться обосновать свои ошибки и свои недостатки.
Его эго будет возводить практически непреодолимые препятствия на пути к прогрессу.
Ему придется работать над собой, чтобы понять, что он является не центром вселенной,
а простым путешественником, таким же незнающим, как и все на этом пути поиска.
Упертый человек в первую очередь будет находиться под
влиянием своего негибкого характера. Он бросится вперед по дороге к До, не обращая
внимания на то, куда он идет. Но когда придет время поставить под вопрос свой путь,
его ум, не привыкший к адаптации, застынет. Только с большим трудом он поддастся
на изменение курса с того, который он считал правильным, потому что он упрямо идет
вперед. Но если он столь же настойчив в попытках освободиться от этой зажатости
ума, еще не все потеряно. На ошибках, разочарованиях, неудачах и поражениях его
дух смягчится и будет приспосабливаться к неожиданным сменам направления, которые
ожидают его на пути Будо.
Тот, кто не открыт новому, начнет заниматься с такого
рода подходом: «Я попробую заниматься (имея в виду: чтобы сделать вам приятно!),
но я смогу приходить только раз в неделю (я еще не знаю, что надо будет делать,
но вот мои условия), потому что у меня есть другие обязательства, Кобудо требует
много времени и усилий. Такому занятому человеку придется сделать выбор. Серьезно
заниматься Кобудо раз в неделю нельзя. Это ежедневное занятие, которое к тому же
требует занятий с учителем 2-3 раза в неделю. Семинары и жизнь группы будут занимать
большую часть свободного времени занимающегося. Недоступность – это серьезная проблема
и основная причина ухода.
Подводя итог, можно сказать, что, когда кто-то решил предпринять
путешествие с целью понять жизнь посредством Кобудо и самопознания, ему нужно никуда
не спешить, быть готовым к адаптации, доверять выбранному учителю, двигаться вперед
терпеливо, шаг за шагом, будучи внимательным и восприимчивым.
Все эти качества входят в понятие Дзюнансин. Их важно подчеркнуть с самого начала, потому что они понадобятся до самого конца путешествия.