Года три назад меня
пригласили в качестве главного судьи на турнир по кэндо ката. Моя роль состояла
не в том, чтобы судить матчи, а в том, чтобы обеспечить организованное течение
турнира в целом. Мой опыт судейства в дзёдо, где соревнования проходят в очень
похожем формате, должен был помочь провести и этот турнир. Однако по
результатам наблюдения за матчами у меня набралось некоторое количество
комментариев, которыми я хотел бы здесь поделиться.
Матч по кэндо-ката.
Источник: блог Хироно кэндо-бу.
Я прекрасно
понимаю, что кэндо я не занимаюсь уже больше 20 лет и никогда не имел
какого-либо формального уровня. Поэтому мои комментарии опираются исключительно
на мой опыт в дзёдо
(5-й дан) и иайдо (рэнси 6-й дан) и могут спокойно
игнорироваться занимающимися кэндо.
Первый пункт касается
выхода на площадку. Строго говоря, в это время судьи ещё не оценивают
соревнующихся, поэтому многие относятся к этому моменту без надлежащего
внимания. Но, во-первых, подсознательно судьи уже начинают формировать свою
оценку на этом этапе, во-вторых, настрой на матч должен формироваться ещё до
команды «Хадзимэ!», поэтому к выходу на площадку стоит относиться внимательно.
Один из критериев оценки соревнующихся – ритуал (рэйхо, или сахо), а выход на
площадку составляет его часть.
Далее я хочу
остановиться на сисэй, т.е. осанке. В некоторых ката утидати наносит удар или
укол с «проваливанием», что позволяет сидати выполнить технику. На мой взгляд,
не всякое «проваливание» одинаково полезно. Хороший утидати наносит удар,
пролетающий сквозь цель (см. фото выше), но сохраняет осанку, оставляющую ему возможность
противостоять следующему действию сидати. Это важно не столько как критерий для
соревнований, сколько в качестве самостоятельного принципа, за которым стоит
следить. У меня в клубе мы практикуем технику, аналогичную 4-й ката кэндо, в
которой на контратаку сидати утидати отвечает своей контратакой, которая
невозможна, если он провалился на первом уколе.
Продолжая тему
осанки, хочу упомянуть камаэ. В соревновательном кэндо не используется ничего
кроме тюдан-но камаэ и (хидари моротэ) дзёдан-но камаэ, однако в ката
встречаются и другие стойки. В особенности хассо-но камаэ мне показалось совсем
непонятым. Эта стойка в старых школах позволяет инициировать атаку без
предварительного замаха, но у большинства участников турнира она была абсолютно
безжизненной. Конечно, её не получится использовать в матчах по кэндо, но через
неё можно научиться создавать ощущение угрозы, которое потом можно переносить в
дзёдан-но камаэ и даже в тюдан-но камаэ, поэтому не стоит относиться к ней в ката
как к какой-то искусственной придумке.
Качественное исполнение хассо-но камаэ заметно сразу.
Источник: сайт института RIJUE.
Занимающимся кэндо
понятие моноути должно быть знакомо едва ли не с первой тренировки. Тем более,
что у синая моноути имеет явное обозначение: это часть от сакигава (кожаного
навершия синая) до накаюи (фиксатора струны-цуру). Проблема кэндо ката в том,
что боккэн короче, чем синай, и явного обозначения моноути у него нет. Но
каждый серьезно занимающийся будо должен хорошо понимать досягаемость и ударную
часть любого оружия, которое он держит в руках. В кэндо ката отсутствие этого
понимания довольно очевидно: очень часто можно видеть, что удар наносится самым
кончиком боккэна.
Ещё одно отличие
боккэна от синая состоит в том, что у синая плохо заметна (и понятна для
пользователя) плоскость клинка. Единственная возможность понять её на синае –
это контролировать расположение цуру на противоположной от «лезвия» стороне
синая. На боккэне плоскость клинка гораздо более понятна; в том числе и для
пользователя благодаря овальной рукояти боккэна. В этой связи отсутствие контроля
этой плоскости (хасудзи) в кэндо ката является непростительным. В качестве
дополнительного веса для этого критерия хочу отметить, что даже в соревнованиях
по «нормальному» кэндо удары без правильного хасудзи не засчитываются!
Многие кэндо ката
содержат хорошо знакомые занимающимся кэндо технические действия, например,
нукивадза или суриагэвадза. Эти действия объединены под общим термином
о:дзивадза. Глагол «о:дзиру» означает «отвечать, принимать, соответствовать», поэтому суть всех этих
разнообразных приёмов в том, чтобы принять удар противника и ответить на него.
Чтобы быть эффективным, этот ответ должен быть немедленным, и этот навык
отвечать немедленно должен стать естественным. Если вас окликнули сзади по
имени, вы сразу поворачиваетесь, а не начинаете размышлять, как это правильно
сделать, – это и есть естественный навык. Для этого в будо есть и общий термин –
«ко:-бо: итти» – «единство атаки и защиты».
Продолжая
углубляться в технику, которая может быть полезна не только в ката, но и в
соревновательном кэндо, следующим пунктом я должен назвать взгляд (мэцукэ). В
ката, где действия предопределены, научиться правильно работать с взглядом
достаточно трудно. Партнёр и так знает, куда будет нанесён следующий удар,
поэтому смотреть на цель атаки, а не в глаза партнёру, не создаёт
дополнительных трудностей. Но если не научиться правильному взгляду в ката,
сделать это в поединке будет ещё сложнее! И там взгляд на цель перед ударом
открывает противнику возможность легко обезвредить атаку (хотя маска-мэн и затрудняет
чтение таких сигналов). В качестве «лекарства» могу предложить опытным утидати
позволять своим сидати нанести удар, если они не телеграфируют его взглядом, но
прерывать их атаку (и ката в целом, если необходимо), если они выдают свои
намерения. Заодно это позволит утидати научиться читать невольные подсказки
противника. Разумеется, учиться замечать такое телеграфирование могут даже
начинающие, но им я не советую менять рисунок ката в такой ситуации, а просто
отмечать для себя, что телеграфирование было.
Ещё один не очень
заметный аспект техники – это тэ-но ути. Для занимающихся только кэндо это
сложный момент, так как они привыкли к одному конкретному виду тэ-но ути. При
нанесении ударов синаем по доспехам важным критерием оценки качества удара является
«саэ», т. е. «чёткость», или «резкость» удара. Визуально это часто выглядит как
отскок синая от цели. Но самый простой способ изобразить отскок использует
неправильное тэ-но ути. На самом деле это более сложный концепт, который
следует изучать как через «обычное» кэндо с синаем, так и через кэндо ката (и
бокуто-ни ëру кихон вадза). При правильном тэ-но ути с боккэном он не должен
отскакивать.
Дистанция, хасудзи и тэ-но ути в одном кадре.
Источник: сайт Тэракоя Банто.
Последнее, о чем я
хочу сказать, – это киай. На соревнованиях часто казалось, что участники
стараются кричать максимально громко и максимально долго. Громкий крик
поощряется в кэндо, да и в дзëдо тоже нам говорят, что хороший киай позволяет
скрыть недостатки техники. Но многие в результате тратят на наработку громкого
крика больше усилий, чем на исправление этих недостатков, чем значительно
замедляют свой прогресс. Кроме того, поощряется громкий киай, а не чрезмерно
долгий. Его основная роль заключается в достижении ки-кэн-тай итти, поэтому
продолжение крика после остановки меча и тела противоречит этой роли. На начальных
этапах и при постановке дыхания в долгом киай есть определённый смысл, но
демонстрировать его на соревнованиях не имеет особого смысла.