Я уже несколько раз упоминал блог Стива Руиса, тренера
по стрельбе из лука. Западной и спортивной, не подумайте, что кюдо. Один из его
недавних постов был особенно интересен тем, что его не надо долго адаптировать
под кэндо, иайдо или дзëдо: его основная мысль напрямую применима к ним. Эта
мысль простая: обычные тренировки и соревнования в лучшем случае поддерживают
наши навыки на одном уровне. Чтобы результаты улучшались, нужны тренировки,
специально нацеленные на улучшение необходимых для этого навыков.
Если применять эту мысль к иайдо и дзëдо, мы получим
ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Нет, просто делать больше ката не
способствует улучшению ката. Если применить её к судейству, станет понятно, что
нельзя подготовить хорошего судью только за счёт практики судейства. Если
применять её ко всем соревнованиям, мы поймëм, что нельзя научиться побеждать
только путём участия в соревнованиях.
Что же тогда нужно? Нужны специальные методы отработки
тех аспектов, которые в данный момент развития занимающегося недостаточно
хороши, или, для занятий в группах, упражнения, нацеленные на совершенствование
отдельных сложных или важных аспектов. Я приведу несколько примеров,
заимствованных у сэнсэев, из книг или придуманных мной самим. Для любых других
проблемных ситуаций всегда можно найти соответствующие наработки... или
придумать собственные!
В начале 20-го века школа дзëдо Синто мусо-рю
практиковалась только в виде ката. Это было возможно, когда учеников было
относительно мало и каждому начинающему можно было поставить в пару опытного
партнёра. Когда Симидзу Такадзи начал массовое преподавание дзëдо в полиции и
военных структурах, он выделил 12 технических элементов в качестве базовых для
отработки в одиночку или в парах, но без необходимости наличия достаточного
опыта у обоих партнёров. Это позволило ему подготовить огромное количество
учеников (по некоторым оценкам, до миллиона человек).
В одном из номеров журнала «Иайдо тора-но маки»
опубликована статья Кавагути Тосихико-сэнсэя «Способы отработки кихона иайдо»,
где он описывает упражнения и виды тренировок, которые используются при
подготовке команды префектуры Ямагути. Часть из них (какаригэйко, маваригэйко,
хассэйгэйко - большинство этих названий знакомо кэндоистам, но в иайдо мы их не
используем) сводится к повтору ката с дополнительными ограничениями, но в
основном Кавагути-сэнсэй пишет о способах повторной наработки отдельных элементов
или их комбинаций, а также способах контроля их правильности. Третья часть его
статьи посвящена парным упражнениям (частично на основе кэндо ката) с боккэном
и даже мягким мечом для тянбары, которые помогают освоить понимание дистанции и
тайминга.
Упражнение
для отработки кириороси из статьи Кавагути-сэнсэя.
Источник: журнал «Иайдо тора-но маки», №2
Хотя многие занимающиеся дзëдо занимаются также иайдо
или кэндо, это независимые дисциплины и есть довольно много тех, кто занимается
только дзëдо. Понимая, что только работая в роли утидати, полноценно научиться
владеть мечом невозможно, Отакэ Тосиюки-сэнсэй, член комитета дзëдо ВЯФК,
показывал нам на семинаре кихон с мечом для дзëдо. Его основная цель –
наработать понимание и базовые принципы нанесения ударов, которые встречаются в
ката.
Одно
из упражнений Отакэ-сэнсэя.
Источник: канал клуба «Гэнбукай» в Ютубе
С той же целью я когда-то собрал набор «ката» с мечом,
повторяющие действия утидати в разных ката дзëдо. Помимо того, что они все
заканчивались победой, что помогало преодолеть комплекс «мальчика для битья»,
который всегда мешает нормальной работе утидати в «обычных» ката, они включали в
себя элементы, которые встречаются редко и поэтому у большинства плохо
наработаны.
В посте про судейство я упоминал способ обойти
необходимость для начинающих судей в кэндо одновременно следить за правильными
перемещениями по площадке и адекватно присуждать иппоны, т.к. это практически
нереально. Перед тем как взяться за сложное - иппон, - стоит потратить время на
освоение простого - перемещений, но для этого нужна подходящая для этой цели
тренировка. Я предлагаю ставить начинающих судей на тренировочный матч с
заданием перемещаться по площадке, не обращая внимания на попытки «соревнующихся»
заработать очко, но стараясь все время находиться в нужном месте. Когда они
чувствуют себя в этом достаточно уверенно, можно добавлять следующие элементы
(команды, действия флажками, реакция на действия других судей) и постепенно
выйти на полноценное судейство. Примерно так же устроены мои семинары по
судейству в иайдо.
Схема
расположения судей в кэндо (слева). Упражнение требует сохранения этого
треугольника и «зон ответственности», даже если иногда образуется ситуации на
схеме справа.
Источник: публикация сайта “Idaho Kendo Club”
Я уверен, что при использовании такого подхода
прогресс в любой области будет более качественным и более долгосрочным.
Здесь же я хочу ответить на очень хороший вопрос,
заданный мне в связи с постом про судейство: где взять время на такую поэтапную
подготовку. Короткий ответ на него такой: мы можем либо найти это время и
потратить его, чтобы научиться, либо не научиться. Карл Фрайдэй в книге “Legacies of the sword” цитирует пример с обучением математической логике: «…я
преподавал логику высказываний перво- и второкурсникам и заметил, что класс
разделился на две группы: одни могли решать логические задачи, другие нет. Первые
начали с того, что запомнили базовые формулы,… и «просто видели» логические
соответствия. Но других, кто не запомнил формулы, задачи ставили в тупик…» Здесь
легко понять, что запоминание формул не является целью, это всего лишь
инструмент, дающий студентам возможность научиться решать реальные задачи.
Когда цель достигнута, инструмент можно отбросить. В приведенных мной примерах
ситуация та же: мы берем или придумываем инструмент, чтобы решить конкретную проблему
или добиться конкретного результата. Да, сейчас на это потребуется время, но
это не страшно, т.к. во-первых, у нас нет ограничения по срокам и времени у нас
много, а во-вторых, мы это время сэкономим на бесполезных тренировках в
будущем. В долгосрочной перспективе время, потраченное на постепенную
подготовку, потрачено не зря.
Где времени реально не хватает, так это при отработке
и поддержании на хорошем уровне всех изученных техник. Так, в дзëдо мы сейчас
практикуем примерно 50 разных ката, каждую из которых надо знать в двух ролях.
Если думать только о практическом использовании дзë как оружия, мы, конечно,
можем отбросить начальные разделы ката, как отслуживший своё инструмент, но в
нынешнем виде будо все-таки устроено не так. Однако все примеры, которые я
привел, не относятся к программе практики, поэтому на объем постоянной работы
они влияют очень мало.