(Этот пост был впервые опубликован в ЖЖ Эйсинкай в апреле 2020 г. Публикуется здесь в рамках переезда блога.)
Большинство традиционных японских боевых искусств изучается
и практикуется в форме предопределенных парных последовательностей действий
(ката). Дзёдо, как современное дзёдо Всеяпонской федерации кэндо, так и старая
школа Синто мусо-рю, не является исключением. С увеличением количества
занимающихся базовые движения были выделены для одиночной наработки, но ядро
дзёдо все равно образовано парными ката.
Слово «ката» на русский язык часто переводят как «форма», и
для начинающего этот перевод вполне адекватен. В ката дзёдо один партнер
(утидати, вооруженный мечом) атакует определенным образом, а второй (сидзё,
вооруженный дзё) выполняет соответствующие атаке технические действия и в итоге
побеждает. Запомнить такую ката на базовом уровне и научиться воспроизводить
всю последовательность действий («форму») можно довольно быстро. Основное время
в дальнейшем будет посвящено наработке понимания дистанции, тайминга,
взаимодействия, технической эффективности и т. д. И каждый раз утидати
изначально владеет инициативой и атакует, а сидзё берет ситуацию под контроль и
всегда побеждает.
В таких условиях занимающиеся любят работать в роли сидзё, а
утидати воспринимают как мальчика для битья. Это естественно, так как все
думают, что если один побеждает, то второй проигрывает. Главный парадокс дзёдо
состоит в том, что это не так. Да, сидзё всегда побеждает, но утидати никогда
не проигрывает.
Традиционно в роли утидати выступали не новички, а более
опытные ученики и инструктора. Мацуи Кэндзи в книге «Дзё:до: ню:мон» пишет, что
это были обладатели мокуроку, т.е. те, кто уже знал все 7 основных разделов и
хотя бы некоторое вспомогательное оружие; от других источников я слышал про
необходимость овладеть 4 разделами ката. Благодаря этому, во-первых, один из
двух партнеров точно знает всю ката, а во-вторых, он может «вести» сидзё,
обеспечивая ему правильную дистанцию, эффективную атаку и достаточное
сопротивление. Другими словами, утидати создает условия для победы сидзё и
позволяет ему победить.
Поначалу это очень простые условия, и сидзё побеждает просто
потому, что так сказано в ката. Однако по мере роста уровня сидзё утидати может
варьировать ритм и темп, создавать большее давление (психологическое и, по
необходимости, физическое) и даже пресекать действия сидзё, если они
неэффективны или неадекватны ситуации. Таким образом утидати вынуждает сидзё
расти дальше, не оставляя ему возможности побеждать, действуя на своем старом
уровне. Разумеется, если планка оказывается слишком высокой, хороший утидати
может (и должен) понизить ее, чтобы тренировка приносила пользу. В конце
концов, это дзёдо, т.е. основная задача утидати – помочь партнеру изучить
технику использования дзё.
Даже имея изначально более высокий уровень, утидати
подвергается все большей опасности по мере того, как его партнер обретает все
больше навыков на более высоком уровне. Поэтому работа в этой роли требует
постоянного внимания и продолжающегося роста, чтобы оставаться все время
впереди. В частности, утидати должен изучать, где он (по необходимости своей
роли) проигрывает сидзё, и, соответственно, учиться перехватывать победу и в
этих местах (хотя при исполнении ката пользоваться этим можно только очень
аккуратно). Один из интересных аспектов этой работы – умение принимать и гасить
энергию сидзё, который пытается вывести утидати из баланса, чтобы всегда
сохранять баланс и способность вернуть инициативу себе. В итоге роль утидати
оказывается не только более важной для работы пары в целом, но и более
интересной для самого занимающегося.
но идея сохраняется: более опытный занимающийся контролирует обстановку,
заставляя менее опытного стараться изо всех сил.
На данный момент я для себя выделяю три аспекта, над которыми должен работать утидати в дзёдо (это применимо и к сидзё, но конкретные детали касаются именно этой роли):
• качественное владение мечом;
• максимальное внимание дистанции и таймингу;
• постоянный поиск доминирования над сидзё.
Каждый из этих аспектов можно долго объяснять, но, как и все
остальное, их гораздо легче понять в практике. Однако за всем этим стоит одна
простая идея: утидати должен всегда действовать так, чтобы никогда не
проигрывать и отдавать победу сидзё только тогда, когда тот достаточно (для
своего уровня) для этого постарался.
Для публикации в рамках переезда хочется добавить еще
несколько пунктов, которые я сформулировал для себя за прошедшее время. Это
характеристики, к обладанию которыми должен стремиться утидати.
Во-первых, он агрессивный. Утидати не может быть вялым,
слабым и ориентироваться исключительно на правильность формы. Каждая его атака
должна быть реалистичной, чтобы обучение приносило пользу.
Во-вторых, он бесстрашный. Утидати не может быть чрезмерно
осторожным и убегать от сидзё. Когда ему наносят контактный удар (по котэ, в
солнечное сплетение или в хибару), он не может подаваться назад или складываться
пополам в ожидании боли. Конечно, надо указывать сидзё, который бьет изо всех
сил, не думая о последствиях, что так делать нельзя, но в момент удара нужно
стоять до конца.
В-третьих, он добрый. Утидати не может позволить себе
нанести удар по голове сидзё, если тот замешкался и не успел отойти. Вместо
этого следует остановить удар прямо перед целью, чтобы исход этой атаки был
понятен обоим. (Однако утидати не имеет права, видя или предполагая, что сидзё
не успеет уйти, перенаправлять свою атаку мимо него.) В других ситуациях
утидати также может демонстрировать сидзё неадекватность его действий, условно
«убивая» его, но не может его травмировать.
В-четвертых, он умный. Утидати не может только строго
следовать форме ката (катати). Ему нужно анализировать ситуацию и действовать
сообразно ей. Как уже было сказано, он изучает, почему сидзё выигрывает, и за
счет этого повышает свой уровень.
В-пятых, он честный. (Это новый пункт, который добавился в
процессе комментирования предыдущих четырех, но, на самом деле, я его не раз
встречал у других учителей.) Утидати не должен хитрить и специально вынуждать
сидзё ошибаться. В своей роли учителя он должен научить сидзё узнавать атаку с
самого раннего её этапа, поэтому каждая его атака должна быть реалистичной (см.
«во-первых») и искренней.
Напоследок я должен упомянуть о том, что во время аттестаций каждый кандидат на 1-й дан и выше выступает по очереди в роли сидзё и в роли утидати. Если поначалу (на 1-й дан) от него не требуется ничего особенного помимо знания стороны утидати в ката, то в дальнейшем именно эта сторона постепенно становится все более важной для успешной сдачи экзамена. На 3-й дан обе роли уже сравниваются по важности, а на 4-й дан роль утидати становится более существенной. Так что не только хороший утидати должен иметь высокий уровень, но и для получения высокого ранга нужно быть хорошим утидати.


