Сэйдза-но бу
В разделе Сэйдза-но бу каждая техника представляет собой
базовую технику атаки, начинающейся из положения сэйдза, в ситуации один на
один с противником, т.е. когда мы и наш противник оба сидим в сэйдза. Ключевыми
в них являются большие точные движения и использование достаточной силы в
области таза (живот, бедра и поясница).
Есть сомнения, что самураи в то время сидели в сэйдза с
длинным мечом за поясом. Однако это отличные ката для базовой наработки,
включающие в себя простые базовые техники, исходящие из ситуации один на один с
противником. В каллиграфии говорят, что чем проще знак, тем сложнее его
написать, то же самое можно сказать и про иайдо.
Эти ката желательно нарабатывать с использованием
достаточной силы в животе, больших техник, задействованием всего тела,
правильной осанки, в соответствии с логикой и с вложением достаточной энергии.
Татэхидза-но бу
«Татэхидза» – это базовая техника, издавна сохранявшейся в провинции Тоса (сейчас префектура Коти) Хасэгава эйсин-рю (Тоса эйсин-рю). Оэ Масадзи-сэнсэй, формируя Мусо дзикидэн эйсин-рю, по аналогии с «Омори-рю», которая стала Сэйдза-но бу, собрал базовые техники исполняемой из татэхидза Эйсин-рю в Татэхидза-но бу.
Поэтому в Мусо дзикидэн эйсин-рю можно провести аналогию с
каллиграфией и сказать, что Омори-рю – это кайсё, Татэхидза-но бу – гёсё, а
Окуиай – это сосё. Они демонстрируют постепенное увеличение сложности.
Это техника, созданная для работы сидя из положения
татэхидза, в котором самураи сидели, если носили на себе доспехи.
В Окуиай тоже есть положение сидя, но «Татэхидза-но бу», как
и Сэйдза-но бу, должна в своей базе выполняться точно. Здесь есть немного
сложные техники, но много ситуаций один на один, поэтому, как в Сэйдза-но бу,
не запрещается топать ногой для поднятия духа.
Пункты, отличающиеся от Сэйдза-но бу: ката начинаются из
положения татэхидза; тибуруй всегда делается вбок; ното выполняется вместе с
возвратом ноги и т. д.
Окуиай ивадза-но бу
Без понимания структуры построения иероглифов писать и читать надписи в этом стиле практически невозможно.
Когда речь заходит об Окуиай, в первую очередь мы имеем в виду техники, в которых предполагается несколько противников. Методы использования меча против множества соперников состоят из [ударов] одной рукой, двумя руками, а также уколов одной рукой и т. д. Но в любом случае не получится разобраться с несколькими противниками, если не зарубить соперника быстро и одним ударом.
Хотя в Окуиай и требуется быстрая техника, нельзя действовать
бессмысленно и использовать неэффективные удары и уколы. Медленные они или
быстрые, если все удары и уколы не будут результативными, это будет всего лишь
форма (катати) и размахивание мечом (фури; у этого слова есть еще значение
«игра; жесты, движения», как «игра в театре», вероятно, имеется в виду именно
оно – А. А.). Даже сложные техники состоят из последовательного использования базовых
техник и должны соответствовать той базе, которая была освоена в «Сэйдза-но бу»
и «Татэхидза-но бу».
В первую очередь, удары и уколы одной рукой выглядят слишком
легкими по сравнению с ударами и уколами обеими руками. На самом деле, если
просто резать или колоть одной рукой, не получится вложить в меч силу всего
тела. Особенно если думать о скорости, очень легко впасть в исполнение внешней
формы, так что на это следует обращать внимание.
Окуиай тативадза-но бу
Наконец, последними идут техники Окуиай стоя.
В этом разделе к 11 техникам добавляются стоящие особняком 3
ката Бангай.
В техниках стоя много ударов одной рукой. В ударах одной
рукой стоя силы не будет, если не принимать во внимание способ использования
тела, и тогда они превратятся в подобие ударов с одной лишь внешней формой.
Хочется обратить внимание на следующие пункты использования тела для нанесения
эффективных ударов одной рукой в техниках стоя:
1) при ударе одной правой рукой стойку надо сделать немного
шире;
2) бедра надо в достаточной степени опустить;
3) при большом ударе по диагонали одной правой рукой надо
одновременно скручивать правый кулак и бедра с обеих сторон;
4) надо правильно использовать ноги и бедра и при вынимании
меча с ударом резать сверху вниз с ощущением наваливания на противника верхней
частью тела и с добавлением скручивания поясницы и нижней части живота.
Для ударов одной правой рукой обязательно требуется
скручивать тело (бедра). Это потому, что такое скручивание позволяет удвоить
силу меча. Но также в дополнение к скручиванию следует немного наваливаться
верхней частью тела.
Об Окуиай
В старину Окуиай не преподавался так же просто, как сейчас.
Это было связано с тем, что Окуиай был шагом вперед в тренировках, переходить к
которому можно было только после достаточного освоения техники из сэйдза и
татэхидза и уверенного владения базовой техникой в любом виде.
Когда базовая техника понятна во всех деталях и ее можно
исполнять последовательно, вариативно и агрессивно, необходимо также изучать сложную
и тонкую технику для противодействия нескольким противникам. Однако эта техника
не стоит полностью особняком, а проистекает из базовых приемов, поэтому без
полноценного владения ими освоить ее невозможно.
Таким образом, после достаточного освоения базовых техник
можно приступать к изучению Окуиай и в процессе тренировок вскоре перейти к
практике духа и начать глубоко познавать самого себя. В Окуиай техника
проявляет наше «я» и через технику мы сталкиваемся со своим «я». Из-за этого
каждый сталкивается со своими трудностями. Наверно, Окуиай становится понятным
только через практику.
В Окуиай есть два общих пункта, на которые надо обращать
внимание:
1) нельзя топать ногами
До сих пор мы всегда были один на один с противником. Для
более видимого единства духа, меча и тела и для вложения энергии (киай) мы
намеренно топали ногами, и только в Окуиай мы предполагаем наличие нескольких
противников, а звук шагов может выдать наше положение и т. п., поэтому топать
здесь нельзя.
2) ното и дзансин
В ситуации, когда у нас несколько соперников, если делать
ното постепенно, у нас не будет запаса. Как только острие меча достигло устья
ножен, одним движением надо убрать примерно две трети клинка. Оставшуюся треть
надо убирать постепенно, в соответствии с состоянием противника.