21 нояб. 2023 г.

Названия ката

Этот пост рассчитан на занимающихся в клубе «Эйсинкай» и предназначен для сбора в одном месте названий всех ката, которые мы в настоящее время практикуем в клубе.

Иайдо

1. Иай Всеяпонской федерации кэндо

    (Сэйдза-но бу)

          1. (иппонмэ) – Маэ (спереди)
          2. (нихонмэ)  Усиро (сзади)
          3. (санбонмэ)  Укэнагаси (парирование)

    (Иайхидза-но бу)

          4. (ёнхонмэ)  Цукаатэ (удар рукоятью)

    (Тативадза-но бу)

          5. (гохонмэ)  Кэсагири (диагональный рез)
          6. (роппонмэ)  Моротэдзуки (укол обеими руками)
          7. (нанахонмэ)  Санпогири (рез в трёх направлениях)
          8. (хатихонмэ, хаппонмэ)  Ганмэнъатэ (удар в лицо)
          9. (кюхонмэ)  Соэтэдзуки (укол с поддержкой рукой)
        10. (дзюпонмэ)  Сихогири (рез в четырёх направлениях)
        11. (дзюиппонмэ)  Согири (все резы)
        12. (дзюнихонмэ)  Нукиути (удар на выхвате)

2. Мусо дзикидэн эйсин-рю иай хэйхо

    1. Сэйдза-но бу (Омори-рю; Сёдэн*)

          1. Маэ (спереди)
          2. Миги (справа)
          3. Хидари (слева)
          4. Усиро (сзади)
          5. Яэгаки (восемь слоёв защиты)
          6. Укэнагаси (парирование)
          7. Кайсяку (помощь при сэппуку)
          8. Цукэкоми (вход с прилипанием)
          9. Цукикагэ (тень луны)
        10. Ойкадзэ (попутный ветер)
        11. Нукиути (удар на выхвате)

* В скобках указаны альтернативные названия, которые также можно встретить.

    2.  Татэхидза-но бу (Хасэгава эйсин-рю; Тюдэн)

          1. Ёкогумо (горизонтальное облако)
          2. Тора-но иссоку (один шаг тигра)
          3. Инадзума (молния)
          4. Укигумо (плывущее облако)
          5. Ороси (ветер с горы)
          6. Иванами (волны на скалах)
          7. Урокогаэси (разворот чешуи)
          8. Намигаэси (разворот волны)
          9. Такиотоси (падение водопада)
        10. Макко (центр головы)

    3а. Окуиай дзавадза

          1. Касуми (туман)
          2. Сунэгакой (защита колена)
          3. Тодзумэ (прижатый к двери)
          4. Товаки (сбоку от двери)
          5. Сихогири (рез в четырёх направлениях)
          6. Танасита (под полкой)
          7. Рёдзумэ (прижатый с обеих сторон)
          8. Торабасири (бег тигра)

    3б. Окуиай тативадза

          1. Юкидзурэ (идущие спутники)
          2. Цурэдати (спутники)
          3. Сомакури (обволакивание всех)
          4. Содомэ (остановка всех)
          5. Синобу (втайне)
          6. Икитигай (идущие в противоположные стороны)
          7. Содэсуригаэси (разворот рукавами)
          8. Монъири (вход в ворота)
          9. Кабэдзоэ (вплотную к стене)
        10. Укэнагаси (парирование)
        11. Итомагой соно ити (прощание №1)*
        11. Итомагой соно ни (прощание №2)
        11. Итомагой соно сан (прощание №3)

        Бангай (без номера)  Содэсурикоми (вход рукавами)**

* Три ката с одним названием в разных ветвях нумеруются по-разному и объединяются с этим разделом или выделяются в отдельный.

** В большинстве ветвей «Бангай»  это отдельный раздел с несколькими ката. В нашей ветви эти ката практикуются без формального включения в список практикуемой техники.

    Татиути-но курай (парные ката)

          1. Дэай (встреча)
          2. Цукэкоми (вход с прилипанием)
          3. Укэнагаси (парирование)
          4. Укэкоми (вход с приемом)
          5. Цукикагэ (тень луны)
          6. Суйгэцуто (меч в солнечное сплетение)
          7. Дзэцумёкэн (чудесный меч)
          8. Докумёкэн (уникальный меч)
          9. Синмёкэн (меч сияющего сердца)
        10. Утикоми (вход с ударом)

    Цумэай-но курай (парные ката)

          1. Хассо (выступление)
          2. Кобуситори (захват кулака)
          3. Намигаэси (разворот волны)
          4. Яэгаки (восемь слоёв защиты)
          5. Урокогаэси (разворот чешуи)
          6. Курайюруми (расслабление позиции)
          7. Цубамэгаэси (разворот ласточки)
          8. Гансэкиотоси (сброс барьера с глаз)
          9. Суйгэцуто (меч в солнечное сплетение)
        10. Касумикэн (прямой меч тумана)


Дзёдо

1. Дзёдо Всеяпонской федерации кэндо

          1. Цукидзуэ (достигающий посох)
          2. Суйгэцу (солнечное сплетение)
          3. Хиссагэ (сокрытие)
          4. Сямэн (сторона головы)
          5. Сакан (проникновение слева)
          6. Мономи (осмотр)
          7. Касуми (туман)
          8. Татиотоси (сбив меча)
          9. Райути (удар молнии)
        10. Сэйган (прямо в глаза)
        11. Мидарэдомэ (остановка беспорядка)
        12. Ранъай (гармония в хаосе)

2. Синто мусо-рю

    1. Омотэ

          1. Татиотоси (сбив меча)
          2. Цубавари (разбивание цубы)
          3. Цукидзуэ (достигающий посох)
          4. Хиссагэ (сокрытие)
          5. Сакан (проникновение слева)
          6. Укан (проникновение справа)
          7. Касуми (туман)
          8. Мономи (осмотр)
          9. Каса-но сита (под шляпой)
        10. Итирэй (один поклон)
        11. Нея-но ути (в спальне)
        12. Хосомити (узкая дорога)

    2. Тюдан

          1. Итирики (одна сила)
          2. Осидзумэ (прижатие и толкание)
          3. Мидарэдомэ (остановка беспорядка)
          4. Усиродзуэ (посох сзади)*
          5. Тайся (выжидающее колесо)
          6. Кэнгомэ (вход в просвет)
          7. Кирикакэ (прерывание удара)
          8. Синсин (истинное продвижение)
          9. Райути (удар молнии)
        10. Ёкогиридомэ (остановка горизонтального удара)
        11. Харайдомэ (остановка сметающего удара)
        12. Сэйган (прямо в глаза)

* Ката «Усиродзуэ» включена в двух вариантах («дзэн» и «го») под одним номером.

    3. Ранъай

          1. Одати-но ранъай (гармония в хаосе с длинным мечом)
          2. Кодати-но ранъай (гармония в хаосе с коротким мечом)

    4. Кагэ

          1. Татиотоси (сбив меча)
          2. Цубавари (разбивание цубы)
          3. Цукидзуэ (достигающий посох)
          4. Хиссагэ (сокрытие)
          5. Сакан (проникновение слева)
          6. Укан (проникновение справа)
          7. Касуми (туман)
          8. Мономи (осмотр)
          9. Каса-но сита (под шляпой)
        10. Итирэй (один поклон)*
        11. Нея-но ути (в спальне)*
        12. Хосомити (узкая дорога)

* Ката «Итирэй» и «Нэя-но ути» включены в двух вариантах («дзэн» и «го») каждая, каждая пара под одним номером.

    Синто-рю кэндзюцу

          1. Айсун миги (обоюдный дюйм – правая)*
          2. Айсун хидари (обоюдный дюйм – левая)*
          3. Дзю (орёл)
          4. Тибарай (сметание груди)
          5. Сарин (левое колесо)
          6. Укэкаэси (разворот приёма)
          7. Нитоай (два меча вместе)**
          8. Сурикоми (вход со скольжением)
          9. Интю (середина горла)***
        10. Укэнагаси (парирование)
        11. Цукидаси (выставление)
        12. Миукэдомэ (три блока)

* Вместо названия «Айсун» некоторые ветви используют название «Айсури» (обоюдное скольжение). Также правая и левая версия ката часто называются наоборот.

** Ката «Укэкаэси» и «Нитоай» в некоторых ветвях идут в обратном порядке.

*** Все ката, начиная с «Интю», выполняются с коротким мечом.

    Утида-рю тандзёдзюцу (сутэккидзюцу)*

          1. Котэ хидари (предплечье – левая)
          2. Котэ миги (предплечье – правая)
          3. Сутэми (жертва)
          4. Курицукэ (закручивание с прилипанием)
          5. Усиродзуэ (посох сзади)
          6. Суйгэцу хидари (солнечное сплетение – левая)
          7. Суйгэцу миги (солнечное сплетение – правая)
          8. Сямэн хидари (сторона головы – левая)
          9. Сямэн миги (сторона головы – правая)
        10. Кобусикудаки (разбивание кулака)
        11. Сунэкудаки (разбивание голени)
        12. Ирими (вход)

* Тандзёдзюцу, или сутэккидзюцу (от англ. stick) – техника владения короткой тростью, созданная в конце XVIII века на основе техники дзё.

2 нояб. 2023 г.

Маай

(Этот пост был впервые опубликован в ЖЖ Эйсинкай в январе 2010 г. Публикуется здесь в рамках переезда блога.)

Раньше я уже обещал написать когда-нибудь про «маай»; почему бы не сейчас.

Маай – это один из фундаментальных концептов японских боевых искусств, о котором можно говорить очень долго и изучать который можно еще дольше. Я не думаю, что могу отдать ему должное, поэтому хотел бы ограничиться некоторым обзором взглядов на него со ссылками на то, где можно почитать подробнее. Мои собственные идеи – это, скорее, попытка немного систематизировать свое понимание маай на данном этапе, так что к ним не надо относиться серьезно.


Слово 間合 «маай» записывается двумя иероглифами: «ма/айда» означает «промежуток, интервал», а «ай» – «гармония». Поэтому в русскоязычных источниках часто можно встретить перевод «ма» как «дистанция», а «маай» – как «гармоничная дистанция». Как я уже писал раньше, в японском я такого противопоставления не встречал. Да, иногда слово «ма» используется для обозначения дистанции, а не временного интервала, но в этом случае оно полностью синонимично слову «маай» или же заменяет его при образовании составных слов. См., например, книгу «Кэндо: Полное практическое руководство» Хироси Одзава, где встречаются оба употребления.

«Маай» можно рассматривать индивидуально, как «пределы досягаемости» конкретного человека, безоружного или вооруженного конкретным оружием, или же взаимно, как пространственно-временное отношение между оппонентами. Про первое понимание можно почитать в статье Дианы Скосс «Maai». Если коротко, индивидуальная маай у каждого человека своя и зависит не только от роста и длины конечностей, но и от навыков перемещения, так как досягаемость не рассматривается в отрыве от передвижения. Использование одинакового оружия, хоть и не устраняет разницу в индивидуальном маай между разными людьми, но существенно нивелирует ее.

Маай в противостоянии двух оппонентов (партнеров или противников), таким образом, включает в себя взаимодействие двух индивидуальных маай, когда каждый оппонент хочет создать себе возможность для атаки в пределах своей досягаемости, оставаясь при этом за пределами досягаемости другого. При этом в каждый конкретный момент между ними дистанция вполне конкретная, – это и есть маай во втором смысле.

Утидати (слева) атакует, но бóльшая длина и досягаемость дзё
вынуждают его прервать атаку.
Источник: Накадзима Асакити, Каминода Цунэмори «Синто мусо-рю: Дзёдо кёхан»

Многие дисциплины и стили дискретизируют в общем-то непрерывное пространство маай в несколько конкретных дистанций, которыми удобно оперировать новичку. Так, в кэндо основной дистанцией считается иссоку-итто:-но-маай (一足一刀の間合) – «дистанция в один шаг – один удар». Как и подразумевает ее название, это дистанция, с которой можно нанести правильный удар на шаге вперед. Другое название такой маай – «утима». Как ни странно, оно записывается не как 打間 – «дистанция удара», а как 内間 – «внутренняя дистанция». Можно полагать, что такое название означает, что цель находится внутри индивидуальной маай атакующего. Более длинная дистанция так и называется «то:ма» (遠間) – «дальняя дистанция», а более короткая – «тикама» (近間) – «ближняя».

В дзёдо ВЯФК, ввиду специфики контроля инициативы со стороны сидати (как я понимаю), всегда имеется в виду маай утидати. Формально в руководстве по дзёдо упоминаются только две маай: иссоку-итто:-но-маай и нисоку-итто:-но-маай (二足一刀の間合) – «дистанция в два шага – один удар». Последняя используется почти всегда, когда выбор дистанции контролирует сидати: когда утидати атакует с этой дистанции, он вынужден, из-за большей длины дзё, пройти точку, где он еще не может достать противника, а тот может достать его. Ну и в целом атака с такой дистанции требует больше времени (временной аспект маай), что дает сидати больше времени среагировать.

Самая известная книга по технике дзёдо Синто мусо-рю – «Дзёдо кё:хан» – дает классификацию трех дистанций, как в кэндо. Однако Паскаль Кригер, ученик одного из ее авторов Каминода Цунэмори и одного из мастеров, демонстрирующих технику для этой книги, Симидзу Такадзи, в своей книге «La voie du baton» дает другую интерпретацию. Так, то:ма для него – это дистанция начала ката, до сближения партнеров, на которой «есть время подумать, уйти или сменить Камаэ». Тикама – это все еще «дальняя» дистанция, но такая, «откуда нет возврата». Наконец, утима – это иссоку-итто:-но-маай. Интересно, что такая классификация маай напоминает три стадии развития боя, о которых пишет Хантер Армстронг в своей статье «Approach – Close – Entry».

Дистанция, на которой начинается противостояние двух оппонентов,
в классических будо с оружием требует обращать внимание не только
на технику боя, но и на технику сближения.
Источник: Митани Ёсисато, Митани Тэруо «Сёкай иай: Мусо дзикидэн эйсин-рю»

Несмотря на разницу в конкретных интерпретациях все эти источники сходятся в одном: контроль маай, как в пространственном, так и во временном аспекте, является необходимой частью эффективного ведения поединка. Паскаль Кригер цитирует западного пионера в изучении традиционных стилей японских боевых искусств Донна Дрэгера: «Если мой противник может разрезать ткань на моей одежде, это должно быть оттого, что я могу порезать его кожу. Если он может порезать мою кожу, это должно быть оттого, что я могу порезать его тело. Такой должна быть правильная Ма-ай.»