26 янв. 2024 г.

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью*

* если, конечно, и ту, и другую раздеть.

Слово 虚実 «кëдзицу» не так часто встречается в объяснениях, связанных с кэндо, и ещё реже – в иайдо и дзëдо. Однако его стоит знать и стоит использовать соответствующее понятие в практике всех этих дисциплин, хотя, конечно, в свободных поединках кэндо оно находит наиболее естественное проявление.

Иероглиф («кë/мунасий») значит «пустота, ложь, неготовность», а иероглиф («дзюцу/минору, макото») – «реальность, истина, семя». Вместе они говорят о противопоставлении и взаимодействии полноты и пустоты, истины и лжи. В объяснениях мне встречаются две стороны этих противопоставлений.

Во-первых, что для кэндо наиболее очевидно и применимо, это внутреннее состояние, своё и оппонента. Когда оппонент находится в состоянии готовности (дзицу), атаковать его не имеет смысла, т.к. он полон энергии и сможет нейтрализовать нашу атаку и провести свою контратаку. Надо дождаться, пока он вынужден будет ослабить свою готовность защищаться (например, начать свою атаку), или, что требуется для высоких данов, вынудить его сделать это, и тогда наша атака имеет шансы на успех. Наоборот, когда мы переходим в состояние неготовности (кë), например, вдыхаем, нам надо быть особенно осторожными, т.к. именно в этот момент оппонент видит возможность для атаки.

Во-вторых, понимая первую сторону, мы можем сознательно использовать кë и дзицу для создания возможности для атаки или контратаки. Например, нацелив свой синай на голову (мэн) оппонента, мы вынуждаем его подготовиться к защите сверху и открыть корпус (до). Или, в иайдо, готовясь атаковать одного противника, мы неожиданно и «без подготовки» переключаемся на второго. Это интересный концепт, который открывает большой простор для работы, но он очень сложный.


На одном кадре из видео Осита-сэнсэй готовится атаковать противника перед собой,
а на другом он только угрожает ему прямо перед тем, как атаковать противника справа.
Только определенные визуальные подсказки позволяют определить, где что происходит.

Сложность работы со второй стороной кëдзицу заключается в понимании, что именно является истиной, а что ложью. С внутренней точки зрения (что мы думаем и делаем в реальности) демонстративная атака – это пустота, кë. Мы не хотим вложиться в неё, чтобы оставить энергию и запас в работе ног, корпуса и меча для реализации настоящего замысла. Однако, если оппонент увидит пустоту нашей ложной подготовки, он не начнёт защищаться от неё, а либо проигнорирует её полностью, либо попытается атаковать сам. Для него именно эта атака должна выглядеть реальностью, дзицу.

В кэндо подобное объяснение приводят для нидан-вадза (двухступенчатая техника), например, для серии котэ-мэн. Первый удар должен стать успешным (иппон), но, если он не достиг цели, мы наносим второй удар. Разумеется, на тренировке эта серия повторяется каждый раз полностью, но в матче тот, кто привык только имитировать первый удар, редко добивается успеха.

Можно сказать, что кëдзицу имеет аналогии с единством и противопоставлением инь и ян (陰陽 «инъë» в японском). Исследование обеих этих концепций, мне кажется, важно для достижения высокого уровня в кэндо, иайдо или дзëдо.