* если, конечно, и ту, и другую раздеть.
Слово 虚実 «кëдзицу» не так часто встречается в объяснениях,
связанных с кэндо, и ещё реже – в иайдо и дзëдо. Однако его стоит знать и стоит
использовать соответствующее понятие в практике всех этих дисциплин, хотя,
конечно, в свободных поединках кэндо оно находит наиболее естественное
проявление.
Иероглиф 虚 («кë/мунасий») значит «пустота, ложь, неготовность», а
иероглиф 実
(«дзюцу/минору, макото») – «реальность, истина, семя». Вместе они говорят о
противопоставлении и взаимодействии полноты и пустоты, истины и лжи. В
объяснениях мне встречаются две стороны этих противопоставлений.
Во-первых, что для кэндо наиболее очевидно и применимо, это
внутреннее состояние, своё и оппонента. Когда оппонент находится в состоянии
готовности (дзицу), атаковать его не имеет смысла, т.к. он полон энергии и
сможет нейтрализовать нашу атаку и провести свою контратаку. Надо дождаться,
пока он вынужден будет ослабить свою готовность защищаться (например, начать
свою атаку), или, что требуется для высоких данов, вынудить его сделать это, и
тогда наша атака имеет шансы на успех. Наоборот, когда мы переходим в состояние
неготовности (кë), например, вдыхаем, нам надо быть особенно осторожными, т.к.
именно в этот момент оппонент видит возможность для атаки.
Во-вторых, понимая первую сторону, мы можем сознательно
использовать кë и дзицу для создания возможности для атаки или контратаки.
Например, нацелив свой синай на голову (мэн) оппонента, мы вынуждаем его
подготовиться к защите сверху и открыть корпус (до). Или, в иайдо, готовясь
атаковать одного противника, мы неожиданно и «без подготовки» переключаемся на
второго. Это интересный концепт, который открывает большой простор для работы,
но он очень сложный.
а на другом он только угрожает ему прямо перед тем, как атаковать противника справа.
Только определенные визуальные подсказки позволяют определить, где что происходит.
Сложность работы со второй стороной кëдзицу заключается в понимании, что именно является истиной, а что ложью. С внутренней точки зрения (что мы думаем и делаем в реальности) демонстративная атака – это пустота, кë. Мы не хотим вложиться в неё, чтобы оставить энергию и запас в работе ног, корпуса и меча для реализации настоящего замысла. Однако, если оппонент увидит пустоту нашей ложной подготовки, он не начнёт защищаться от неё, а либо проигнорирует её полностью, либо попытается атаковать сам. Для него именно эта атака должна выглядеть реальностью, дзицу.
В кэндо подобное объяснение приводят для нидан-вадза
(двухступенчатая техника), например, для серии котэ-мэн. Первый удар должен
стать успешным (иппон), но, если он не достиг цели, мы наносим второй удар.
Разумеется, на тренировке эта серия повторяется каждый раз полностью, но в
матче тот, кто привык только имитировать первый удар, редко добивается успеха.
Можно сказать, что кëдзицу имеет аналогии с единством и
противопоставлением инь и ян (陰陽 «инъë» в японском). Исследование обеих этих концепций,
мне кажется, важно для достижения высокого уровня в кэндо, иайдо или дзëдо.